Вверх

Гендиректор P&O Maritime Ukraine об изменениях на буксирном рынке

Михаил Соколов, Гендиректор P&O Maritime Ukraine
18 июня 2019

Генеральный директор P&O Maritime Ukraine Михаил Соколов об изменениях на рынке буксирных услуг Украины и ближайших перспективах

«Еще до недавнего времени на рынке буксирных услуг работали исключительно государственные компании. Впрочем, рынок не был «закрыт» для частников: они могли предоставлять буксирные услуги, ведь национальное законодательство такую возможность предусматривало и до вступления в силу Закона Украины «О морских портах» в 2013 году.

В том числе, в акватории Одесского порта в 2016 году буксирные услуги оказывал только государственный портофлот, который находится на балансе ГП «Одесский морской порт». Но уже через два года частные юридические лица, даже не имея собственного флота, принимали до 70% всех заявок на буксирные работы в порту, а по итогам пяти месяцев этого года – до 90%.

Похожая ситуация и в морском порту «Черноморск», где еще в 2015 году доля государственного портофлота составляла 90%, тогда как в 2018 году частные компании заняли до 70% рынка.

Примечательно и то, что количество судов у государственных операторов остается таким же, как и 5-7 лет назад, однако они оказывают гораздо меньший объем услуг. Одна из причин – они не выдерживают конкуренцию  с частным флотом.

Таким образом, ситуация на буксирном рынке аналогична ситуации на рынке стивидорных услуг. Как известно, свыше 75% грузов в украинских портах по итогам 2018 года обрабатывают именно частные стивидоры. Доля частного сектора в перевалке грузов из года в год увеличивается, а государственных стивидоров из структуры управления Мининфраструктуры – постепенно снижается. Причина очевидна. Частники активно инвестируют  в  строительство и наращивание портовых мощностей, современную портовую инфраструктуру и сервис, тогда как у государственных компаний катастрофически не хватает мотивации и средств для технологического переоснащения и модернизации обветшавшей портовой инфраструктуры, уровень износа которой достигает катастрофических 80%.

Впрочем, рынок буксирных услуг в Украине на данный момент достаточно неоднородный и находится на стадии формирования. С одной стороны мы наблюдаем стремительный рост доли частников и выход на украинский рынок компании масштаба мирового лидера буксирных услуг P&O Maritime. Что, безусловно, только положительно  сказывается на развитии конкуренции и повышении качества услуг. Ведь тот же P&O Maritime привел в Украину мощные буксиры, которые справятся с самым крупнотоннажным судном, и строго следит как за техсостоянием судов, так и за соблюдением сервиса и стандартов качества материнской компании.

С другой стороны рынок перенасыщен подозрительными частными компаниями без собственного флота, с буксирами, которые используются по сомнительным схемам. Их вряд ли можно назвать полноценными буксирными операторами.  Как и крайне преждевременно  говорить о формировании цивилизованного рынка буксирных услуг в Украине.

Впрочем, со временем буксирная сфера справится со всеми «болезнями» роста, которые неизбежны для всех развивающихся рынков.

Будущее – за буксирными операторами с безупречной репутацией и мировыми стандартами услуг.

Конечно, частным операторам справится с подобным вызовом несравнимо легче, но и для государственных эта миссия – вполне выполнима, если в ближайшее время на уровне отраслевого министерства будут приняты ряд решений по государственному флоту. Ведь с каждым годом государственный портофлот устаревает, средств на поддержку флота в надлежащем техническом состоянии катастрофически не хватает. А ведь в их экипажах – высококлассные специалисты, которые ни при каких обстоятельствах не должны остаться без работы.

Что же может сделать государство? Уже сегодня необходимо детально проанализировать состояние государственного портофлота. Думаю, давно уже нужно было принять решение о продаже государственных буксиров либо о долгосрочном бербоуте, обязательно предусмотрев в договорах гарантированное сохранение рабочих мест для экипажей.

Однако, боюсь, что момент уже упущен: рынок перенасыщен буксирами, экипажи теряют работу. И все – из-за отсутствия желания у руководителей госкомпаний, на балансе которых находятся буксиры, и профильного министерства сделать рынок прозрачным. Он решили, что схемы – куда прибыльней. Но только для них, а не для отрасли, рядовых сотрудников портофлотов и их семей". 

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать