Вверх

Госкомпании отрасли ждет внедрение политики собственности

Владимир Шемаев, начальник отдела стратегического планирования ГП АМПУ
07 ноября 2018

В октябре этого года Кабмин утвердил «Основные принципы внедрения политики собственности в отношении субъектов хозяйствования государственного сектора экономики». Что это значит для предприятий отрасли?

Базируясь на лучших практиках госуправления корпоративными правами ОЭСР (т.н. ownership policy), документ раскрывает основные цели государственного владения, управления и распоряжения предприятиями. То есть то, чего очень часто не хватает нашему государству в лице различных ведомств как эффективному собственнику.

Теперь органы управления – министерства и другие центральные органы исполнительной власти – должны будут определить политику собственности для особо важных госпредприятий, находящихся в сфере их управления. И сделать это они должны в месячный срок. Критерием особой важности выступают размер активов (свыше 2 млрд грн) или чистой прибыли (не менее 1,5 млрд грн по данным последней финансовой отчетности).

Вторая волна, по-видимому, должна коснуться остальных госпредприятий, но это уже – на усмотрение органа управления.

В портовой отрасли особо важными предприятиями, согласно озвученным критериям, являются Администрация морских портов Украины (АМПУ) и четыре госстивидора – «Южный», «Черноморск», а также Мариупольский и Одесский морские торговые порты. Политику собственности для них Минифраструктуры предстоит определить в ближайшее время. Для остальных госпредприятий отрасли внедрение принципов политики собственности в свою хозяйственную деятельность носит рекомендательный характер.

Принятые «Основные принципы» определяют и критерии сохранения предприятий в государственной собственности. Предусмотрено, что в собственности государства должны остаться предприятия, выполняющие возложенные на государство функции (только если частный бизнес не в состоянии их выполнять), обеспечивающие национальную, экономическую или социальную безопасность или являющиеся естественными монополиями, для которых не определены специальные условия приватизации.

Все остальные предприятия должны быть приватизированы, переданы в коммунальную собственность, государственно-частное партнерство или ликвидированы.

Деятельность предприятий в госсобственности должна быть направлена на достижение макроцелей, прописанных в документе:

  • сохранение и рост стоимости активов госкомпаний;
  • реализация экономических интересов украинского народа;
  • выполнение социальных функций;
  • получение прибыли от хозяйственной деятельности.

Дальнейшее развитие госпредприятий должно обеспечивать улучшение их подотчетности, транспарентности, профессионализма и защиты прав акционера-государства.

Особо важные госпредприятия предполагается корпоратизировать, т.е. осуществить переход от формы ГП к акционерному обществу с сохранением 100% акций в госсобственности. Также рекомендуется создание Наблюдательных советов, в т.ч. с независимыми членами, публикация годовых финансовых и операционных отчетов, стратегических планов, раскрытие информации о крупных контрактах.

Важным элементом политики собственности является разграничение коммерческих и социальных функций. Это одно из важнейших условий, которое позволяет избежать перекрестного субсидирования неприбыльных видов деятельности или производств прибыльными.

К дискуссионным моментам принятого нормативного документа можно отнести паритетность регулирования частных и государственных компаний. Прежде всего, потому, что особенности регулирования деятельности последних сейчас не позволяют говорить о равных условиях. Речь идет и о многоступенчатой процедуре утверждения финансовых планов и проектно-сметной документации строительства (ТЭО, проект, получение экспертиз), и о необходимости направлять от 50% до 75% чистой прибыли в госбюджет (как императив, не учитывающий программу капинвестиций), и о невозможности продолжать финансирование уже начатых капвложений без утверждения финплана на следующий год, и о унаследованных коллективных договоров, сложностях с банковским кредитованием и распоряжением собственным имуществом, в т.ч. списании амортизированных активов и т.д.

Наличие вышеперечисленных факторов подталкивает к мысли о том, что для достижения паритета с частным бизнесом госпредприятиям-стивидорам необходимо трансформироваться путем государственно-частного партнёрства. Другой вариант – приватизация – на сегодня все еще запрещен для портовых активов на законодательном уровне.

Поэтому было бы логичным в будущем увязать внедрение политик собственности с внесением изменений в законодательство, регулирующее список госактивов, не подлежащих приватизации. Подчеркну, речь не идет о приватизации стратегических объектов портовой инфраструктуры – причалов, акваторий, каналов и т.п., находящихся сегодня на балансе АМПУ. Они априори закреплены в госсобственности практически во всем мире, за исключением разве что Великобритании и Австралии. Их опыт хотя и интересен, но вряд ли подходит нам.

В то же время портовая отрасль Украины уже давно применяет механизм государственно-частного партнёрства путем заключения договоров о совместной деятельности (широко практиковалось в начале 2000-х), передачи активов в аренду с возможностью неотъемлемых улучшений (практика применяется по сей день). На подходе – пилотные проекты концессии государственных стивидоров ХМТП и ГСК «Ольвия», включая причалы АМПУ.

Опыта передачи торговых портов местным органам власти, как и их приватизации, еще нет, но в теории нет ничего невозможного. Опыт ликвидации с передачей активов также известен – такая судьба, увы, постигла Генический и Днепро-Бугский порты.

Принятие политики собственности вряд ли станет чем-то революционным в контексте реформы предприятий отрасли, однако заставит задуматься о задачах, которые ставятся перед госпредприятиями, о диспаритете с частным бизнесом и подтолкнет к скорейшему осознанию необходимости внедрения принципов корпоративного управления и к структурированию возможных проектов государственно-частного партнерства. АМПУ уже движется в этом направлении. Кабинет министров завершает прием заявок для формирования Наблюдательного совета предприятия. Параллельно с этим Администрация морских портов разрабатывает систему KPI и мотивации персонала, развивает собственную службу внутреннего аудита и проводит независимый аудит с привлечением компаний с мировым именем.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать