Вверх

Инвестиционный план TEN-T. Что для портов?

Владимир Шемаев, начальник отдела стратегического планирования ГП АМПУ
13 февраля 2019

В Инвестиционный план TEN-T включены 9 перспективных инфраструктурных проектов портовой отрасли до 2030 года на общую сумму 844 млн евро

Восточное партнерство — внешнеполитическая инициатива Европейского Союза, которая распространяется на шесть восточноевропейских соседей Евросоюза — Азербайджан, Беларусь, Армению, Грузию, Молдову и Украину.

Инициатива формально учреждена на Пражском учредительном саммите Восточного партнерства 7 мая 2009 года.

Восточное партнерство предусматривает возможность обновления договорно-правовой базы отношений ЕС с восточными соседями путем замены действующих соглашений о партнерстве и сотрудничестве соглашениями об ассоциации, создание углубленных и всеобъемлющих зон свободной торговли (ЗСТ), либерализацию визового режима между ЕС и государствами-партнерами и т.п.

В ноябре 2017 года в Брюсселе на саммите Восточного партнерства были определены 20 ключевых приоритетов до 2020 года, призванные способствовать укреплению экономики, усилению связей, благополучия и устойчивости региона Восточного партнерства.

Одним из ключевых приоритетов является улучшение транспортного сообщения как в регионе Восточного партнерства, так и между восточноевропейскими соседями Евросоюза для укрепления экономического роста и создания рабочих мест, а также для обеспечения лучшего доступа к основным рынкам.

Поэтому для реализации этого мероприятия при поддержке Всемирного банка и в сотрудничестве с шестью странами Восточного партнерства и представителями общественности был разработан Инвестиционный план TEN-T.

План направлен на оказание помощи странам Восточного партнерства в определении приоритетов стратегических инвестиций в транспортную инфраструктуру в разрезе секторов — дорожный, речной, железнодорожный, аэропорты и морские порты — с целью улучшения сети TEN-T как один из 20-ти результатов до 2020 года.

Инвестиционный план TEN-T определяет приоритетные инвестиции в размере около 12,8 млрд евро для 6 указанных стран. Приоритетные проекты были разработаны путем длительных консультаций с применением стратегического подхода, экологических и социальных факторов и экономической жизнеспособности.

Инвестиционный план TEN-T включает как инфраструктурные проекты, которые уже находятся в процессе реализации, так и те, которые требуют подготовительного процесса, и реализация которых запланирована до 2030 года. Инвестиционный план TEN-T также включает в себя инфраструктурные проекты, которые могут быть завершены к 2020 году и «разошьют» узкие места в инфраструктуре и повысят эффективность сети TEN-T.

Как известно в 2018 году были обнародованы карты развития сети TEN-T в странах Восточного партнерства. В частности, 8 отечественных портов вошли в сеть на территории Украины: Южный, Николаев, Одесса, Мариуполь, Черноморск — в ключевую сеть (core), а также Измаил, Рени и Херсон — в важную (comprehensive) сеть.

Мининфраструктуры совместно с ГП «Администрация морских портов Украины» и в постоянном диалоге с представителями Восточного партнерства были обработаны и включены в Инвестиционный план TEN-T 9 перспективных инфраструктурных проектов портовой отрасли до 2030 года на общую сумму 844 млн евро, в том числе:

• Реализация дноуглубительных работ согласно ТЭО «Реконструкция водных подходов, маневровых зон и операционных акваторий у причалов с учетом перспективного грузооборота морского порта Южный»;

• Реконструкция комплекса причалов №№ 5, 6, 7, 8 морского порта Южный;

• Реконструкция гидротехнической части причалов №№ 7, 8 в морском порту Черноморск;

• Реконструкция причалов №№ 9, 10 в морском порту Черноморск;

• Реконструкция гидротехнической части причалов №№ 11-17 в морском порту Черноморск;

• Проект концессии имущества ГП «Херсонский МТП»;

• Проект концессии имущества «ГП «Стивидорная компания «Ольвия»;

• Проект концессии имущества железнодорожно-паромного комплекса ГП «Морской торговый порт «Черноморск»;

• Проект концессии имущества ГП «МТП «Южный».

Реализация Инвестиционного плана TEN-T потребует привлечения частных и государственных средств и, соответственно, потребует качественной подготовки инфраструктурных проектов. Поэтому существование этого плана будет способствовать распространению информации среди частных инвесторов, международных финансовых организаций, кредитных учреждений и общественности о существующих проектах в отечественных портах.

Привлечение финансирования и международной технической помощи со стороны ЕС и международных финансовых институтов в развитие портов и транспортной инфраструктуры с одной стороны приобретает стратегическую значимость, а с другой — это возможность, которая соответствует приоритетам развития TEN-T и двусторонней гармонизации транспортных сетей.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать