Вверх

Как развивать Бердянский порт

Денис Русин, Директор «Аскет-Шиппинг»
22 мая 2017

Зерновые грузы стали наиболее перспективной номенклатурой

Осенью этого года компания «Аскет-Шиппинг» отметит свое 10-летие. Все эти годы мы занимались только зерном, это наша специализация. И хотя сегодня наши филиалы работают и в Мариуполе, Херсоне, Николаеве и Одессе, базовым  для нас остается Бердянский морской порт. В последние годы «Аскет-Шиппинг» отгружал через Бердянск около миллиона и более тонн зерна в год. Рекордными были 1,2 млн. тонн, если не ошибаюсь, в 2013 году. Так что,  мы привлекали грузопотоки и загружали в первую очередь Бердянский порт.

 Мы следуем за тенденциями развития транспортного рынка на Украине и с апреля 2016 года наша компания в БМП  осуществляет своими силами полный комплекс логистических услуг, связанных с экспортной отправкой зерновых - от приема груза от отправителя на собственные склады до доставки в порт и погрузки зерна на судно.

Не так давно Кабмин инициировал исключение из перечня госпредприятий, не подлежащих приватизации, ряда объектов, среди которых - ГП «Бердянский морской торговый порт». Хотя парламент проект изменений не поддержал, приватизация этого государственного стивидора, как и некоторых других – это вопрос времени. Все это уже породило в Бердянске волну различных слухов.

 Расставим все точки над «і», официально заявляем − портовой оператор «Аскет-Шиппинг» не планирует участвовать в приватизации ГП «Бердянский морской торговый порт».

Скажу вам больше - мне неизвестны желающие, которые бы хотели приватизировать ГП «Бердянский морской торговый порт».  При этом мы считаем, что приватизация необходима, поскольку создаст возможности увеличить конкурентоспособность порта: ведь бизнес сможет модернизировать оборудование, закупить новое, снизить затраты на перевалку.

Значительные объемы перевалки БМТП в будущем будет составлять зерно. За последние три года Украина показала рост урожая, увеличила экспорт зерновых. Этот рынок  динамично развивается  и, соответственно, нуждается в качественной инфраструктуре. Для этого на Украине активно  улучшались условия перегрузки зерна в портах. Но, к сожалению, не в Бердянске.  Госстивидор ГП БМТП за последние годы ничего не вкладывал в ремонт складов, развитие технологии и инфраструктуры перевалки зерновых и фактически создал риски потери Бердянским портом зернового грузопотока. 

Смотрите сами: большую часть технологического процесса по экспортной отправке груза, отправители «Аскет Шиппинг» постоянно делали по своим грузам своими собственными силами и средствами. А именно: накопление основных судовых партий на собственных  складах, завоз груза своим автотранспортом в порт, выгрузка  зерна на причале из машин в лотки кранов, внутрипортовую перевозку из вагонов в склады и из складов на причал и т.д. У госстивидора БМТП, к сожалению, даже технических средств не было, чтобы самостоятельно загрузить судно клиента, например, со своего склада!  И это при самых высоких тарифах на перевалку.

Сегодня, лишившись своего монопольного статуса согласно законодательства, госпредприятие не может произвольно назначать ставки и вынуждено работать в условиях конкуренции, а это не просто. Возможно, это стало главной причиной выпадов в нашу сторону со стороны руководителей госстивидора. Отсюда и всякого рода обвинения, как в адрес частников и органов госуправления, которые отменили монополию. Хотя никто не лишал коллектив госпредприятия возможностей самим организовать более эффективную работу, улучшать технологию и заняться перевалкой зерна - по рыночным ставкам.

Как любая частная компания, мы более гибки в принятии решений, в организации процесса перевалки, в закупке нужного оборудования, что в итоге дает нам возможность увеличивать объемы перевалки и снизить ее стоимость. Мы одновременно  накапливаем 5 - 6  судовых партий на собственных складах вблизи Бердянска, завозим зерно своим автотранспортом в порт, перегружаем мобильными машинами на суда. Увеличиваем емкости хранения зерна на своем складе «Прилив» с 80 до 120 тысяч тонн, планируем наладить работу с другими складами, чтобы увеличить грузопоток зерна через Бердянск.

Недавно мы заключили в Нидерландах прямой контракт с известным заводом-изготовителем конвейерной техники на пол миллиона евро и уже получили первые высокоэффективных машины, чтобы обеспечивать в Бердянске бесперебойную загрузку зерном трех судов одновременно, без очередей на рейде. Судопогрузочные машины очень дорогие, и в мире есть всего несколько компаний, которые их производят. Но есть большой выбор погрузочной техники для сельского хозяйства, которая имеет такие же принципы работы, как и техника для портов, но благодаря конкуренции между производителями более доступна по цене.  С голландскими инженерами мы сделали некоторые корректировки и закупили технику, которая уже прекрасно показала себя с точки зрения надежности, энергоэффективности и производительности. Это одно из технических решений, которое позволило нам снизить стоимость перевалки зерна.

Когда наши конкуренты снижают цены, глядя на нас, мы радуемся.

Иногда нас спрашивают, почему мы не поддерживаем завышенные ставки на перевалку зерновых. Однако у нас своя философия, свой подход к делу и взгляд на ситуацию. Зерно – это один из основных продуктов питания, а Украина одна из немногих стран, которые им торгуют. «Аскет Шиппинг» − одно из звеньев в большой цепи, которая помогает попадать зерну от производителей потребителям – странам, испытывающим проблемы с продовольствием. И если нам удается ускорить перевалку, снизить цену, то это идет на пользу рынку в целом. И если есть возможность снижать себестоимость его доставки, оказать помощь тем, кто нуждается – это прекрасно. Вот почему мы занимаемся именно зерном.

Мы уверены, что если порт будет приватизирован, то это даст возможность более эффективно работать всем частным операторам, лучше загружать государственные причалы, привлечь новые грузы, создавать в городе и регионе новые рабочие места. При этом, передача дорог общего пользования к причалам на баланс Администрации морских портов Украины, как это и  предусмотрено законодательством, исключит на будущее конфликты между  операторами Бердянского порта.

Да, мы бы хотели инвестировать в строительство в Бердянском морском порту современного зернового терминала, но есть много юридических препятствий. И сейчас мы с радостью воспримем, если кто-нибудь построит новый зерновой терминал в порту. Готовы участвовать в этой работе.  Пусть все решает здоровая конкуренция.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать