Вверх

Как запустить механизм инвестирования в портах

Максим Широков, Генеральный директор группы терминалов Risoil
10 июня 2016

Есть деньги и объекты инвестирования, но нет механизма инвестирования — пишет начальник администрации порта Южный Максим Широков в колонке для «Портов Украины»

Основная цель создания Администрации морских портов Украины чётко обозначена в статье №15 Закона Украины «Про морские порты Украины».

А именно: «Содержание и обеспечение эффективного использования государственного имущества, переданного ей в хозяйственное ведение, в том числе модернизации, ремонта, реконструкции и строительства гидротехнических сооружений, других объектов портовой инфраструктуры, размещенных в границах территории и акватории морского порта».

На первый взгляд все логично и понятно. Но давайте взглянем на эти сухие формулировки шире, проецируя их на ситуации, возникающие в реалиях работы портовой отрасли Украины.

Необходимо в кратчайший срок определить и утвердить постановлением Кабмина границы морских портов

Начнем, «модернизация, реконструкция и строительство гидротехнических сооружений, других объектов портовой инфраструктуры» — это модернизация и реконструкция уже существующих, а также строительство новых причалов, железнодорожных стаций, подъездных путей, автодорог, систем енерго-, газо-, водообеспечения и водоотведения, огромные объёмы проведения дноуглубительных работ.

Даже не специалисту понятно, что для реализации всего вышеперечисленного необходимы значительные финансовые ресурсы, возврат которых затянется на долгие годы. Проще говоря, нужны длинные деньги.

Где их взять, беря во внимание нынешнее тяжёлое состояние экономики?

Ответ очевиден – инвестиции.

Теперь возникает самый главный вопрос: «Инвестиции во что? Где объект вложения инвестиций?

И на данном этапе возникают те реалии работы портовой отрасли, о которых я упоминал выше.

А именно: с одной стороны государство нормами Законом Украины «Про морские порты Украины» и Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.06.2013 №406 передало акватории морских портов в ведение  Администрации морских портов Украины, при этом обязуя её содержать и эффективно использовать государственное имущество без права передачи его другим субъектам хозяйствования. С другой стороны государство нормами Земельного Кодекса Украины наделило городские советы, областные и районные государственные администрации правом распоряжаться землями водного фонда, которые находиться под акваториями морских портов и так необходимы для строительства гидросооружений – объектов инвестирования.

Необходимо обеспечить инвестору гарантию возврата инвестиций, утвердив соответствующим постановлением Кабмина порядок и условия осуществления компенсаций инвестиций

В результате возникает ситуация, когда согласно статьи №9 Закона Украины «Про морские порты Украины» развитие морского порта осуществляться согласно плана развития порта, который формируется и утверждается ДП «АМПУ», а городские советы, областные и районные государственные администрации распоряжаются землями под акваториями портов и территориями вокруг портов на своё усмотрение, даже не беря во внимание планы развития портов.

Это привело к тому, что Администрация морских портов Украины, по независящим от неё причинам, ограничена в возможностях привлечения достаточного объёма инвестиций и обеспечении равных и конкурентных условий для потенциальных инвесторов.

Продолжая расшифровку статьи №15 Закона Украины «Про морские порты Украины» мы сталкиваемся с определением «гидротехнические сооружения, другие объекты портовой инфраструктуры, размещенные в границах территории морского порта».

Вопрос: «Где границы территории морского порта?»

Согласно со статьёй №8 того же закона «Границы территории морского порта определяет и изменяет Кабинет Министров Украины». На сегодня Кабинет Министров Украины так и не определил границы морских портов.

И так, подведём итоги: Администрация морских портов Украины землями под строительство в морских портах не распоряжается, границы морских портов не определены. Как Вы думаете, на таких позициях легко привлекать инвестиции, особенно иностранные?

Обратимся к опыту наших зарубежных коллег. У них все с точностью наоборот – границы портов определены, распоряжаются ими администрации портов или советы директоров этих портов. Поэтому с инвестициями у них все в порядке. Мы  в этом убедились воочию, побывав в Рижском свободном порту и Клайпедовском морском порту.

Теперь перейдем к основному классическому вопросу «Что делать?».

Первое. Необходимо в кратчайший срок определить и утвердить постановлением Кабинета Министром Украины границы морских портов. То есть выполнить прямую норму статьи №8 Закона Украины «Про морские порты Украины».

Второе. Все земли, расположенные в утверждённых границах морских портов, как сухопутная часть, так и земли водного фонда, кроме уже отведенных земель, передать в управление Администрации морских портов Украины, тем самым создав гарантию привлечения инвестиций.

И наконец, третье. Обеспечить инвестору гарантию возврата инвестиций, всего на всего выполнив прямую норму статьи №27 Закона Украины «Про морские порты Украины», утвердив соответствующим постановлением Кабинета Министров Украины Порядок и условия осуществления компенсаций инвестиций, внесённых субъектами хозяйствования в стратегические объекты портовой инфраструктуры.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать