Вверх

Каспийская альтернатива российскому транзиту

Константин Ильницкий, Основатель журнала «Порты Украины»
01 сентября 2016

За 9 лет в портах Грузии перевалка контейнеров выросла в три раза. Такого роста не имела ни одна страна черноморского региона. А 75% этих объемов контейнеров приходится на транзит.

Лет десять назад в разговоре с крупным российским грузовладельцем я посетовал на грустную статистику сокращения российского транзита через украинские порты. Сократиться мы, конечно, сократились, сказал он, но совсем об Украине не забудем, грузопотоки останутся обязательно.

Бизнес не может зависеть от одного маршрута доставки продукции. Это принцип. Непременно нужны альтернативные варианты, логистически, технологически опробованные, отработанные. Увы, тогда ни он, ни я не могли представить, что отношения между нашими странами могут дойти до вооруженного конфликта, когда уже нормальная логика бизнеса перестает работать. Но сам принцип обязательной транспортной альтернативы мне тогда крепко запомнился.

Нынешним летом этот принцип приобрел особую актуальность в связи с решением российских властей перекрыть значительную часть транзита, идущего из Украины (или через Украину) на Казахстан и другие азиатские страны. Скапливавшиеся поначалу на украинско-российской границе вагоны, большегрузные автомашины через какое-то время ожидания (вдруг одумаются) дружно развернулись на Ильичевск – выручай, паромная переправа.

Бизнес не может зависеть от одного маршрута доставки продукции. Это принцип. Непременно нужны альтернативные варианты, логистически, технологически опробованные, отработанные.

И многие тут же припомнили, что не случайно еще в разгар украинской революции в феврале 2014 года Казахстан инициировал создание Координационного комитета по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Не случайно и Евросоюз столько лет подталкивал страны черноморско-каспийского региона к развитию коридора ТРАСЕКА через Черное и Каспийское моря в обход России. Не просто подталкивал, но и финансировал многие транспортные проекты на этом пути.

У нас принято скептически относиться к результатам усилий по развитию транспортного коридора ТРАСЕКА. Но давайте сравним, например, контейнерооборот грузинских портовых контейнерных терминалов в 2015 году и десятью годами ранее. Если в 2006 году в портах Грузии переработали 126,9 тыс. TEU, то в 2015 году – 379,8 тыс. TEU. Рост в три раза! Такого роста за десять лет не имела ни одна страна черноморского региона. А 75% этих объемов контейнеров приходится на транзит.

О том, что собой являют логистические активы Транскаспийского транспортного консорциума и какие инициативы обсуждались в Актау 25 августа в ходе международной конференции «Транзитный потенциал Казахстана. Эффективная логистика в странах Каспийского и Черноморского регионов» читайте подробно в следующем номере журнала «Порты Украины», который выйдет во второй половине сентября.

Оформить подписку на журнал

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать