Вверх

Кто контролирует АМПУ

Андрей Ставницер, Генеральный директор ТИС
25 ноября 2019

Жизнь иногда дарит ироничные совпадения. В эти дни три года назад писал про пелевенщину украинского бизнеса. Ничего не изменилось, веселее стало.

Гендиректор крупнейшего частного портового оператора Украины ТИС Андрей Ставницер у себя на странице в fаcebook опубликовал пост о влиянии компании "Портинвест" на Администрацию морских портов Украины. Ниже публикуем этот пост целиком.

Зам министра инфраструктуры прямым текстом сообщает в переписке неизвестно с кем, что Администрация морских портов находится «под» людьми «Портинвеста». Публика этот нюанс пропускает, в той переписке есть гораздо более яркие детали.

Что ж, я старый зануда. Я заметил, и я поясню поподробнее.

Компания «Портинвест Лоджистикс», которой много лет руководит Александр Смирнов, по факту действительно управляет АМПУ. Конкретнее, под их контролем находится руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс, несколько предыдущих директоров ГП «Морской порт «Южный», руководителей порта Мариуполь, и еще множество важных сотрудников АМПУ. Их всегда хорошо видно по дорогим костюмам и уверенной походке.

Это такая морская традиция, так повелось много лет назад. Владислав Криклий, новый министр транспорта, сделал невероятное — убрал с должностей чиновников, которые попали туда по политическим договорнякам, делали с отраслью что хотели и уже давно казались нам всем просто неизбежным злом. За эту работу мы от всей души аплодируем министру, но нюансы остались.

ГП «Южный» за время правления Смирнова получил от АМПУ два проекта дноуглубления почти на $300 млн совокупно.

TIS генерирует больше $50 млн портовых сборов в год. Это самая большая цифра среди всех операторов нашей отрасли. Сборы отправляются в АМПУ, и по идее должны возвращаться в порты в виде дноуглубительных работ и других поддерживающих инфраструктуру мероприятий. Здравый смысл подсказывает, что возвращаться правильно туда, откуда будет максимумальная отдача.

Но не с нашим счастьем. Рекордные глубины в 19 метров у причалов госпорта прорыты, ставки на перевалку падают, а грузооборот не растет. Где тут эффективность государственных инвестиций? Кто понесет ответственность за такой результат?

Другое дело ТИС. С частного бизнеса спросить за ответственность у нас хорошо умеют, в первую очередь силовые структуры. Я думал, у нас все формы собственности равны!?

10 лет назад мы устали ждать и сделали дноуглубление за свои €40 млн. С тех пор ничего не получили обратно, кроме периодических наездов силовиков и грязного пиара. Спасибо, урок усвоен. Продолжаем работать дальше, молча, в основном.

Прошлый закон о концессии через Раду протянул тоже «Портинвест». Закон позволял оценить порт «Южный» — а потом и другие активы, которые им интересы — в смешные копейки. Все об этом знали, все об этом шептались, но не срослось — власть изменилась и приняла новый закон. Вместе с иностранными донорами. Нормальный.

Думаю, господин Смирнов расстроился не сильно, так как если порт нельзя дешево купить, в него можно недорого посадить своего карманного руководителя, и эффективно заниматься перевалкой своих грузов по ставке вдвое дешевле, чем в других портах. Экономия — выгода — все довольны. Если, к тому же, глава АМПУ Райвис Вецкаганс делает все, что его попросишь — в целом, бизнес более чем защищен.

Еще, на всякий случай, «Портинвест» получил линейную скидку и платит меньше портовых сборов, чем другие операторы. Линейную скидку выдают контейнерным перевозчикам на суда, которые ходят по одному регулярному маршруту. У «Портивеста» нет ни одного признака линейности, а скидка есть. Почему — читай выше.

Сейчас, раз уж нам повезло с новым, адекватным министром и новой командой, мне все же хочется надеяться на чудесный финал этой скучной истории. Может, таки, получится довести «джихад» до абсолютной победы и очистить отрасль на 100%? С экологами, вроде, получилось.

Провести конкурс на должность руководителя Администрации морских портов. Провести прозрачно. Показать, что бизнес в равных условиях с государством и отдать, наконец, госпредприятия в концессию, где их перестанут грабить и начнут наконец развивать.

Потому что мы в ТИС ребята простые — за шесть лет удвоили грузопоток, на следующие шесть планы тоже амбициозные. Хотелось бы какой-то жизненной справедливости.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать