Вверх

Кто станет в каботаж, если реки откроют

Андрей Муравский, Аналитик "Порты Украины"
02 сентября 2019

Президент Украины Владимир Зеленский на встрече с членами Кабинета министров и руководством Верховной Рады поручил до 1 ноября 2019 года принять закон о внутреннем водном транспорте. Ответственными за это он назначил главу Верховной Рады Дмитрия Разумкова, главу фракции «Слуга народа» Давида Арахамию и главу парламентского комитета по вопросам транспорта и инфраструктуры Юрия Киселя.

Если Рада примет законопроект, разработанный Министерством инфраструктуры, внутренние водные пути будут открыты для грузовых судов под иностранным флагом – они смогут работать в каботаже. Это один из ключевых пунктов, которые вызвали разногласие у участников рынка, из-за чего появились альтернативный законопроект о внутренних водных путях. Кто же все-таки придет в этом случае на украинские реки, если каботажные перевозки под иностранным флагом станут возможными?

Как известно, флот под иностранным флагом нужен в первую очередь грузоотправителям, которые испытывают сложности с доставкой экспортных грузов в морские порты. Это зернотрейдеры т металлурги.

С одной стороны, даже они отмечали ранее, что полной мерой их потребности после принятия такого закона удолетворены не будут. Ведь из-за специфики Днепра далеко не все судовладельцы, которые и рады бы здесь заработать, смогут завести на эту реку свои суда. Здесь более жесткие требования по ветро-волновому режиму, чем на Дунае – в водохранилищах есть участки с высотой волны два метра. Так что судно должно быть класса В1. Имеющийся же европейский речной флот в основном класса В2, которого хватает для работы на Дунае, но не на Днепре, который по сути даже не река, а система водохранилиц. А российские сухогрузы, которые могли бы возить в каботаже наше зерно, в сезон обычно загружены работой на Азовском море – они доставляют российское зерно в Турцию. Да и периодические аресты флота под российским флагом заставляют судовладельцев осторожничать.

Но с другой стороны, тех, кто сможет работать на Днепре, можно заметить уже сегодня. По подсчетам «Портов Украины», в 2019 году суда иностранных владельцев уже существенно нарастили свое присутствие на внутренних водных путях Украины. Так, только за полгода заявок на заход в речные порты судов под иностранным флагом было вдвое выше, чем за аналогичный период прошлого года: 146 заявок против 78.

И в 2018-м такие суда шли в основном в Херсон и Николаев, а заявок на заход в порты, находящиеся вдали от морских каналов, было лишь 27. За первое же полугодие 2019-го количество заходов в них значительно увеличилось – иностранные владельцы подали 70 заявок.

Суда под иностранным флагом перевезли за первое полугодие 2019 года около 400 тыс. тонн различных грузов, половина из этих грузов загружалась или разгружалась как раз в портах вверх по реке Днепр. Иностранные суда стали значительно больше грузов забирать из таких портов: за аналогичный период 2018 года на них пришлось лишь 82,1 тыс. тонн грузов из 275,5 тыс. тонн, тогда большую часть разгружали и загружали в Николаеве и Херсоне.

Да, значительна часть судов, получивших разрешение на заход в речпорты, не будет работать в каботаже, поскольку это флот река-море, которому не выгодно ходить недогруженными. Но, тем не менее, есть и такие суда, которые ранее были под украинским флагом и уже работали в каботаже. Кроме того, каботаж может стать бонусом для тех, кто доставляет грузы из речпортов в страны Черноморского региона или в порты Средиземного моря. Такое судно может принять заявку на каботаж после того, как разгрузится в речном порту.

В основном суда, которые поднимались вверх по Днепру за шлюзы, делали по два или три таких рейсов. Но есть и такие, которые ходят этим путем чаще. Это суда типа «Сормовский» Scout (Mondo Expert Inc.), Lizori (Trans-Management LTD), Fortuna (Seaview Lighting LTD), Sormovskiy 121 (Balkan Shipping & Trade LTD) и «Волгобалты» New Way (судовладелец – Guron LTD), Lime (M&P Lime Shipping LTD).

Всего же рейсы в украинские речпорты осуществляли суда около полусотни владельцев под флагами различных государств: Молдовы, Панамы, Турции, Либерии, Белиза и др. Это сухогрузы типа «Волго-Балт» или «Сормовский», построенные 40-50 лет назад. Они работают также, например, на Азовском море, где заходят в российские мелководные порты – Ростов-на-Дону и другие. Осадка их выше, чем основные глубины судоходных путей на Днепре. Но и сейчас они берут грузы на неполную осадку.

Некоторых «осечек» в будущем не избежать. Так, часть из тех судов, которые сейчас постоянно заходят в наши речные порты, ранее «засветилась» не с лучшей стороны. Так, одно судно под молдавским флагом в 2014 году при прохождении по Днепру получило пробоину, дотянуло до Днепропетровска, где команде ежедневно приходилось выкачивать из трюмов воду, пока он стояло на якоре, ожидая ремонта, а моряки жаловались, что судовладелец не рассчитывается с ними. Другому судну из-за выявленных инспекцией в порту в Ростове-на-Дону недостатков на три месяца запретили заход в порты Парижского меморандума. Недавно тот же самый сухогруз из плохого технического состояния задержали российские инспекторы портового контроля уже в Ейске.

Но, тем не менее, для тех же зернотрейдеров это все равно выход, с учетом классических болячек доставки железной дорогой. Конечно, кто-то все-таки не стал дожидаться изменения законодательства и примерял на себя еще и шкуру судовладельца. Но это позволило закрыть лишь часть потребностей рынка. И все говорят об одном: строить собственный новый флот в Украине и ставить под украинский флаг дорого, кредиты получить очень тяжело, так что – спасибо, но не на этом этапе.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать