Вверх

Мы за равные условия для украинских и иностранных судов

Алексей Вадатурский, Владелец компании «НИБУЛОН»
17 января 2017

«НИБУЛОН» не выступает против работы судов под иностранными флагами, мы выступаем за равные условия как для украинских, так и иностранных судов не только в вопросах тарифной политики, но и в вопросах налоговой политики.

Авторы законопроекта «О внутреннем водном транспорте» пытаются убедить всех, что сейчас украинские реки «закрыты» для иностранных перевозчиков, а вот примем эти законопроекты –  и грузовые речные перевозки мгновенно вырастут до 25 млн тонн грузов в год. В этом свете может сложиться впечатление, что «НИБУЛОН» категорически против допуска судов под иностранным флагом на внутренние водные пути Украины.

На самом деле Украина уже дает иностранным судоходным компаниям возможность свободно работать на внутренних водных путях, а в отдельных случаях создает и льготные условия. Поэтому, еще раз обращаю внимание читателей, «НИБУЛОН» не выступает против работы судов под иностранными флагами, мы выступаем за равные условия как для украинских, так и иностранных судов не только в вопросах тарифной политики, но и в вопросах налоговой политики.

Рассмотрим некоторые вопросы более детально.

Для того чтобы судно под флагами государств, с которыми Украиной не заключены международные договоры о судоходстве на внутренних водных путях, зашли в речные порты Украины, нужно только предварительно получить временное разрешение. Порядок получения, утвержденный приказом Мининфраструктуры от 09.11.2012 № 665, простой, прозрачный, и денег при этом платить не нужно. Иностранному судовладельцу (или капитану судна) достаточно не позднее чем за десять календарных дней до прибытия судна в речной порт Украины обратиться в Государственную службу Украины по безопасности на транспорте с простым обращением, в котором указываются основные данные, касающиеся рейса.

Отказать в выдаче разрешения могут только в том случае, если судовладелец обратился несвоевременно  или не дал информацию, необходимую для его оформления. Или же если экспортный груз, который хочет перевозить иностранное судно, пожелает взять судно под украинским флагом. Для этого «Укртрансбезпека» в день регистрации представления размещает на своем официальном сайте соответствующее объявление. При реакции на это украинского перевозчика между ними проводятся переговоры.  «Укртрансбезпека» решает, дать иностранному судну разрешение или нет. Если украинские перевозчики не заинтересованы в такой перевозке, то «иностранцу» дают разрешение беспрепятственно.  А если он планирует перевозить груз исключительно во внутреннем сообщении (в пределах таможенной территории Украины), то и разрешение предоставляется фактически автоматически.

Так  что государство и сегодня дает иностранным судоходным компаниям возможность работать во внутренних водных путях Украины, требуя только обеспечить плановость перевозок.

А вот законопроектами № 2475, 2712 и 2713 предлагается создать предпосылки для фактически бесконтрольного использования иностранными судами украинских рек. Без учета возможностей украинских перевозчиков, внедряя принцип «заходи кто угодно», без налогообложения и контроля.

Кроме того, в Таможенном кодексе Украины (ст. 106) прописана возможность льготного ввоза иностранных судов на нашу таможенную территорию.  Речь идет о режиме временного ввоза с условным частичным освобождением от обложения таможенными платежами. Он предусматривает ежемесячную плату всего лишь в размере 3 % от суммы таможенных платежей, которая подлежала бы уплате в случае выпуска этих судов в свободное обращение на таможенной территории Украины. Например, при ввозе судна стоимостью $1,5 млн на три месяца сумма таможенных платежей составит $35,1 тыс. или только $0,84 за тонну перевезенного за этот период груза (при условии осуществления четырех рейсов по 3500 тонн каждый месяц).

Чтобы избежать дополнительных расходов, в Украине есть «серая» схема. Например, любое судно типа «Волго-Дон» под иностранным флагом, которое имеет возможность свободного плавания по украинским рекам, заправляется топливом за 12-мильной зоной (в нейтральных водах) и не платит при этом в Украине акцизный налог ($21,5 тыс. с 180 тонн топлива). При заходе на таможенную территорию указанное судно может задекларировать указанное топливо как судовые запасы и не платить с него любых таможенных платежей в бюджет. За навигацию только одно судно сможет произвести до 12 аналогичных рейсов, в результате чего бюджет недополучает в $258 тыс.

Лоббируя принятие вышеуказанных законопроектов, их авторы предоставят бесконтрольный доступ судам под иностранным флагом к внутренним водным путям Украины без дополнительного введения контроля содержания их бункеров и без взимания акцизного налога с ввезенного ими в Украину топлива. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию такого «серого» беспошлинного ввоза топлива в Украину.

И то, что суда под иностранным флагом избегают уплаты акцизного налога, приведет не только к потерям государственного бюджета. Это поставит их в более выгодное положение по сравнению с судами под государственным флагом Украины, поскольку национальные перевозчики уплачивают в бюджет  95 на каждые 1000 литров топлива, или более $0,4 за тонну перевозимого груза. В нейтральных водах иностранные суда покупают топливо по цене на $50/т дешевле, чем в Украине, не говоря уже о других платежах, которые ложатся на плечи отечественного судовладельца.

Так что при таких условиях судовладельцы будут заинтересованы переходить под иностранную юрисдикцию («оффшоры») и ставить суда, которые сейчас находятся под украинским флагом, под «удобный флаг».  Освобождение же от таможенных платежей операций по ввозу на таможенную территорию судов для внутренних перевозок на территории Украины поощрит ввоз из-за границы подержанных судов. В итоге свой флот Украина будет терять.

Выходит, что авторы законопроектов № 2475, 2712 и 2713 пытаются легализовать на территории Украины деятельность нерезидентов-судовладельцев, предоставляя им возможность вести хозяйственную деятельность в пределах территории Украины без налогообложения путем осуществления каботажных перевозок между морскими портами и перевозок по внутренним водным путям судами под иностранным флагом и без регистрации в органах государственной фискальной службы как налогоплательщиков, что позволяет не платить рентную плату за специальное использование воды, акцизный налог с топлива и единый социальный взнос.

При этом международный опыт, на который так часто пытаются ссылаться авторы законопроектов, показывает, что ни одна страна мира, защищая интересы национального флага и национального судостроителя, не предоставляет неограниченный доступ к собственным внутренним водным путям судам под иностранным флагом.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать