Вверх

На страже порядка: как АМКУ защищает морских агентов от злоупотреблений АМПУ

Татьяна Титаренко, Управляющий партнер юридич. компании LeGrant
08 апреля 2019

"Почему у нас всего лишь один Антимонопольный комитет?"
Граффити (Англия, 1987)

Пока политики осваивают новые предвыборные технологии и познают тонкости медицинских исследований, в транспортной отрасли продолжается уже ставшее нехорошей традицией перетягивание каната между Администрацией морских портов Украины (АМПУ) и другими участниками рынка. Напомним, в конце 2018 года АМПУ преподнесла своим контрагентам довольно неприятный сюрприз в виде нового договора присоединения. Принятое Администрацией решение является ничем иным как попыткой единолично регулировать рынок морского агентирования, а точнее – стремлением монополиста в одностороннем порядке определять как условия доступа на рынок, так и статус самого морского агента.

Естественно, такое вопиющее нарушение принципов свободного рынка не могло остаться незамеченным и вызвало волну возмущения. А юридическая компания LEGRANT в декабре прошлого года обратилась в Одесское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) – с заявлениями о злоупотреблении Администрацией своим монопольным положением в интересах сразу шести крупнейших агентов. И вот, наконец, первые результаты! Несколько дней назад, после опроса участников рынка, анализа условий договора присоединения и пояснений самой Администрации, теротделение АМКУ сообщило, что усматривает в действиях АМПУ признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции. Маленькая, но все же победа рынка на пути создания прозрачных правил "игры в Монополию".

Для тех, кому посчастливилось не сталкиваться с этой проблемой, опишу вкратце ее суть. В портах сложилась практика урегулирования отношений агента и АМПУ через единый договор – о взаимодействии сторон во время агентирования судов, который включал порядок оказания Администрацией специализированных услуг, а также услуг, оплачиваемых в составе портовых сборов. Условия договора отображали компромисс, к которому игрокам удалось прийти в 2015 году в результате непростых переговоров. Но с конца прошлого года агенты могут документально оформлять свои отношения с АМПУ только через договор присоединения к соглашению о взаимодействии сторон.

Как говорится в официальном заявлении АМПУ, авторы новой редакции договора преследуют благие цели – упростить порядок заключения договоров с морскими агентами, обеспечить равные условия для всех субъектов хозяйствования в морпортах. При этом они, конечно же, руководствуются "принципами прозрачности" и даже ссылаются на статью 634 Гражданского кодекса. Напомним, часть 1 этой статьи гласит, что в случае присоединения второй стороны к уже существующему соглашению она не имеет права предлагать свои условия. То есть все карты находятся в руках АМПУ, которая может достать из рукава столько тузов, сколько ей нужно, и сорвать банк.

К огромному сожалению, договор о присоединении прямо противоречит как задекларированным АМПУ целям, так и другим законодательным актам. Так, Закон "О морских портах" прямо возлагает на АМПУ обязанность обеспечить существование равных и конкурентных условий ведения хозяйственной деятельности и получения услуг в морском порту. А что мы получаем на практике? Агенты фактически лишены свободы выбора контрагента и работают только с АМПУ, не имеют возможность составлять подходящий договор и сотрудничают в рамках соглашения о взаимодействии. А последним этапом "закручивания гаек" стали условия договора, которые, благодаря нововведению, устанавливаются в одностороннем порядке.

Говоря об уже сложившейся практике заключения договоров присоединения с другими монополистами (например, на электроснабжение), АМПУ также лукавит. Ведь обычно, в случае присоединения другой стороны к договору, монополист (а АМПУ является естественным монополистом) предоставляет утвержденную на законодательном уровне (а не самим монополистом) типовую форму соглашения, которой беспрекословно придерживаются оба контрагента.

Еще менее убедительным выглядит аргумент Администрации об использовании "позитивных наработок" соглашения об информационном сотрудничестве в рамках ИСПС (которое в свое время тоже привлекло внимание АМКУ).

Также, среди тузов в колоде АМПУ присутствуют явный дисбаланс между правами и обязанностями сторон и перекладывание на морского агента персональной ответственности за действия принципала, что противоречит Кодексу торгового мореплавания Украины и самой сути агентских отношений. А чтобы партия была беспроигрышной, Администрация сократила срок действия договора до шести месяцев и обнародовала прекрасную новость с призывом к агентам слетаться под ее крыло за 20 дней до начала действия договора о присоединении.

Таким образом, АМПУ обезопасила себя от возможности любого судебного или внесудебного обжалования морскими агентами условий и/или формы договора до момента допустимого "дедлайна" присоединения к нему.

Справедливости ради отмечу, что с начала 2019 года Администрация провела уже 2 совещания по вопросу договору присоединения. Хоть это и выглядит несколько странным – начать переговоры после того, как все агенты вынужденно присоединились к договору – диалог, безусловно, нужен. И в процессе этих переговоров нужно прийти ко взвешенному взаимовыгодному решению. В противном случае морская отрасль заработает дополнительные минусы в глазах зарубежных партнеров и в очередной раз снизит свою привлекательность для инвестиций, которые сегодня нужны ей как никогда.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать