Вверх

Навалочные грузы в городе – миллионике

Владимир Халин, Председатель ассоциации архитекторов Одессы
23 сентября 2019

Мой комментарий по поводу перегрузки руды под парком Шевченко в Одессе

Одесский порт уже имел печальный опыт перевалки навалочных грузов. Перегрузка угля до 50-х годов происходила в Каботажной (Угольной) гавани, прямо под Потемкинской лестницей. В 1957 году  начальник ЧМП Алексей Евгеньевич Данченко, предложил вынести из центра города навалочные грузы на Сухой лиман. В 1957-61 году этот грузопоток перешел в Ильичевский (ныне Черноморский) порт, туда же перенесли из Одессы перевалку руды и стройматериалов.

На днях пресс-служба администрации Одесского морского порта разъяснила информацию по погрузке железорудного концентрата в тылу 7-го причала, находящегося непосредственно под склонами центрального парка культуры и отдыха им Т.Г. Шевченко. Аргументация администрации порта была подкреплена СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и других объектов», который является нормативным актом Российской Федерации (!).

В Украине существуют свои санитарные правила. К ним относятся ДСП 173-96 «Державні санітарні правила планування та забудови населених пунктів» и  более подробный для портов ДСанПіН 7.7.4.-046-99 «Державні санітарні правила і норми для морских та річкових портів». Эти правила являются руководящим документом для работников санитарно-эпидемиологических учреждений Министерства здравоохранения Украины, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор на водном транспорте.

В целом, в разъяснениях от администрации приводятся доводы о безопасности перевалки руды и о том, что портовый оператор, эксплуатирующий причал, не может обеспечить загрузку судов  металлопрокатом. Для увеличения эффективности использования арендованного причала принято решение создавать судовые партии руды в 45 тыс. тонн на пустующей площадке. Возражения от общественности – это манипуляции и нанесение вреда деловой репутации.

Позволю себе все же возразить, так как такое соседство ставит под угрозу здоровье одесситов, туристическую привлекательность Одессы и противоречит мировым тенденциям. Негативные последствия от портов в целом по миру уменьшаются, так как многие портовые мощности переносятся из городских центров. Многие портовые функции портов находящихся вблизи городов были сильно ограничены неприятием населением города негативных последствий от деятельности порта.

В Одессе существует устойчивое мнение, что историческое нахождение грузового порта в центре города дает ему лицензию на эксплуатацию вне зависимости от негативного влияния. Но времена меняются, центральная парковая зона города не является санитарно-защитной зоной порта по усмотрению специалистов портовой администрации. Основные источники пыли в порту - это перевалка насыпных грузов, таких как зерно, строительные и химические материалы; строительные работы и дорожное движение грузовых автомобилей. Частицы проникают в дыхательные пути и усугубляют респираторные болезни, такие как астма. Отодвигать надо грузы, а не существующие жилые кварталы.

Санитарно-защитная зона согласно  ДСанПіН 7.7.4.-046-99 от перевалки руды будет составлять не 300 метров, а более 500. Дополнительные 50-100 в юго-западном направлении добавятся с учетом поправочной формулы п. 2.2.26 из-за преобладающей силы северо-восточных ветров, а это направление с порта на город.  

«Клас II: СЗЗ розміром 500 м:

     1. Відкриті  склади і місця розвантаження  апатитового концентрату, фосфоритного борошна, цементу та інших вантажів, які пилять, при вантажообігу, меншому за 150 тис. т на рік.

     2. Відкриті склади і місця перевантажування вугілля.

     3. Відкриті  склади  і  місця  перевантажування   мінеральних добрив, азбесту, вапна, руд (крім  радіоактивних) та  інших мінералів (сірки, сірчаного колчедану, гіпсу і т. ін.).

     4. В 500 метровую зону от погрузки руды попадают жилые кварталы, детский сад, парк, стадион на 34 тысячи мест, 2 училища – то, что не может согласно ДСП 173-96 находиться в санитарно-защитной зоне.

В класс ІІ также попадает перевалка глины на Платоновском моле.

В связи с высказанными заботами о деловой репутации портовой администрации стоит заметить, что социальные затраты из-за загрязнения воздуха, как правило, зависят от численности населения близлежащего города - чем больше население портового города, тем больше затраты. А с учетом растущей юридической грамотности населения возможные иски нанесут не только ущерб деловой репутации, но финансовые потери.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать