Вверх

Нужна ли такая структура, как «Дельта-лоцман»

Александр Винницкий, капитан дальнего плавания, консультант и морской эксперт EFSMA, член British Nautical Institute
16 октября 2018

За последние годы в акватории Южного  произошли пять случаев во время швартовых операций, которые ставили под угрозу целостность причалов

Порт Южный – самый глубоководный в Украине. Здесь перерабатываются различные навалочные грузы, а также сжиженный газ и контейнеры. И многие суда, заходящие в порт, имеют крайне большие размеры - с длиной до 300 м и более. Поэтому вопрос безопасности мореплавания стоит здесь особенно остро.

Каждый просчет в управлении судном может привести к разрушению причала, судна и соответственно к колоссальным убыткам для порта, судовладельца и владельцев терминала. По всем международным правилам за управление судном отвечает капитан, но фактически в порту функции управления судном осуществляются портовым лоцманом, который знает местные условия и особенности.

За последние годы в акватории Южного произошли пять случаев во время швартовых операций, которые ставили под угрозу целостность причалов.

1.        29.02.2016 г. - причал № 21. Теплоход ALTRANY повредил фендер, была сорвана прижимная планка и разорвана демпферная подушка. Повреждена опора портального крана.

2.         22.04.2016 г. - причал № 18. Теплоход IRON DESTINY повредил привальный брус.

3.         10.10.2016 г. - причал № 21. Теплоход CAPE KEY STONE произвел опасное сближение с причалом на большой скорости. Навала удалось избежать с помощью аварийной отдачи якоря.

4.         11.10.2017 г. - причал № 8. Теплоход CONQUISTADOR повредил 20 м причала плюс 60 кв. м поверхности причала с повреждением бетонных плит и смещением швартовой тумбы. Было также весьма значительное повреждение судна.

5.         3.03.18 г. - причал №22. Теплоход SEAVEN VOYAGER получил значительную деформацию носовой части судна.

Почему это происходит? Мы задумались, а кто возглавляет лоцманов северо-западной части Черного моря? Начальник филиала АМПУ «Дельта-лоцман» - по образованию экономист. Один замначальника капитан дальнего плавания имеет плавательский опыт лишь старшего помощника капитана. Другой замначальника - капитан дальнего плавания, имеющий опыт капитана на буксирах-спасателях.

То есть, в руководстве всеми лоцманами северо-западной части Черного моря нет ни одного капитана, имеющего опыт управления крупнотоннажными судами, подобными тем, что постоянно заходят в порт Южный.

При таком положении вряд ли возможно осуществить правильный подбор кадров лоцманов и квалифицированно оценить их работу и возможности. Для этого нужно самому прочувствовать, что значит проводить 300-метровое судно, лично управляя им с ходового мостика. По-видимому, именно поэтому происходят такие досадные происшествия, влекущие за собой повреждения причалов, судов и сильно ухудшающие престиж порта.

Руководство крупнейшего морского терминала, понимая, что основная причина аварий в том, что неверно оценивается расстояние до причала, созвало общее совещание, по одному из решений которого был куплен лазерный 1000 метровый дальномер для использования лоцманами. Но руководство ДП «Дельта-лоцман» письменно отказалось от него. Отказалось, не понимая, как не просто, стоя на мостике 300-метрового судна, оценить правильно дистанцию до причала, особенно по носу.

Высказанное же ими в письме соображение, что безопасностью мореплавания в порту по Кодексу торгового мореплавания Украины должен заниматься капитан порта (что вообще то совершенно правильно), намекает на то, что это не дело терминалов. Но согласно МКУБ, этим должны заниматься и руководители компаний всех рангов, связанных с судоходством. И тем более, это волнует терминалы, причалы которых находятся под угрозой разрушения из-за ошибок сотрудников ДП «Дельта-лоцман».

Возникает вопрос, а нужна ли вообще такая структура, как «Дельта-лоцман». Подобной структуры, насколько мне известно, нет ни в одной другой стране. Я считаю, что нужно вернуться к прежней системе, когда портовая лоцманская станция была подчинена капитану порта, и лоцманы работали непосредственно под его руководством. А на причале от лоцманской станции во время швартовых операций находился боцман. Это было бы целесообразней во всех отношениях, и, кстати, значительно дешевле. Я обсуждал этот вопрос со многими капитанами, и они поддерживали такую точку зрения.

Думаю Морской администрации Украины имеет смысл обсудить эту проблему. Ведь проблема, как мы видим, есть

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать