Вверх

Порт-лендлорд: украинский контекст

Владимир Шемаев, начальник отдела стратегического планирования ГП АМПУ
28 декабря 2019

Украина уже отошла от сугубо государственных портов – модели, присущей предыдущим периодам развития.

«Управление украинскими портами не укладывается ни в одну из четырех классических моделей», – отметили консультанты Мирового банка в отчете, посвященном анализу пользования портовыми территориями и рекомендациям относительно приближения к модели управления «порт-лендлорд» в украинском контексте. То есть Украина уже отошла от сугубо государственных портов – модели, присущей предыдущим периодам развития, и имеет фактически «частные порты» с операционными акваториями. При этом, в подавляющем большинстве порты функционируют на суженной в земельном функционале модели «порт-лендлорд».


Рис.1. 4 основные модели управления портами в международной практике (анализ Мирового банка)   

Сущность модели «порт-лендлорд» заключается в следующем:

  • портовая администрация, которая имеет право собственности или иным образом (доверительная собственность от органов власти, аренда и т. д.), осуществляет контроль за пользованием портовыми территориями, отвечает за планирование и комплексное развитие портов;
  • частные портовые операторы осуществляют стивидорную деятельность по договору концессии или аренды активов и земли с портовой администрацией;
  • в процессе инвестирования в модернизацию и развитие инфраструктуры портовой отрасли администрация морского порта на условиях государственно-частного партнерства имеет право предоставлять инвесторам объекты портовой инфраструктуры и земельные участки для строительства, а инвесторы имеют право оперировать построенными терминалами в течение определенного времени, после окончания которого могут или продолжить действие договора, или вернуть земельный участок вместе с терминалом.

Украина – восточноевропейское морское государство. Один из наибольших поставщиков агропромышленной продукции в мире, которая по большей части экспортируется морем.

В то же время Украине недостает взвешенного механизма управления и планирования развития морских портов, направленного на эффективное пользование территориями, гармонизацию интересов государственного, общественного, муниципального и частного секторов, а также привлечение инвестиций.

В отчете Мирового банка отмечается, что дальнейшему развитию портовой отрасли Украины в пользу национальной экономики, интересов инвесторов и портовых операторов, а также местного населения будет способствовать приближение к модели управления «порт-лендлорд».

Она положительно зарекомендовала себя в международной практике и применяется в большинстве ведущих портов Европы и мира, таких как Роттердам, Антверпен, Сингапур, Рига, Констанца, Гданск.

Это – логическое продолжение реформы портовой отрасли, начатой в 2013 году, которая предусматривает комплексный подход к планированию и пользованию портовыми территориями. В то же время реформа не должна предусматривать изменений прав существующих инвесторов относительно отношений собственности на земельные участки в портах.

В процессе реформирования необходимо обязательно учитывать украинский контекст. Украинские порты – это территории, которые находятся в пользовании разными субъектами (см. Рис. 2) и по которым, кроме существования предусмотренного Законом Украины «О морских портах» плана развития соответствующего порта, не осуществляется системное планирование и управление в контексте земель.


Рис. 2. Отсутствие консолидированного землевладения и землепользования в морских портах Украины (на примере морского порта Пивденный)

Несовершенной является и система участия местных органов власти в процессах развития морских портов Украины, в частности, что касается отведения земель для расположения новых перегрузочных мощностей, организации их соединения с магистральными путями сообщения. Такая ситуация усложняет использование в Украине лучших мировых практик управления портами.

В то же время, определенные шаги в направлении приближения к модели «порт-лендлорд» в Украине уже сделаны. В 2013 году была создана Администрация морских портов с филиалами – портовыми администрациями, которые не осуществляют перевалку грузов и предоставляют доступ участникам рынка к стратегической инфраструктуре. Уже 2 порта получили определенные границы – Белгород-Днестровский (в 2018 году) и Мариуполь (в 2019-ом). Продолжается выход государства из сегмента стивидорной деятельности, в т.ч. происходят концессионные конкурсы в портах Ольвия и Херсон, в которых АМПУ будет выступать в качестве стороны договора на стороне Мининфраструктуры с определенным функционалом мониторинга и контроля, эксплуатационного дноуглубления.

На пути реформирования АМПУ ожидается:

  • совершенствование нормативно-правовой базы, в т.ч. изменения в Земельный кодекс;
  • инвентаризация портовых земель, в том числе определение и закрепление на законодательном уровне границ территорий портов, и формирование «земельного банка»;
  • улучшение организации управления АМПУ путем корпоратизации предприятия;
  • привлечение органов местной власти к деятельности советов портов, а после корпоратизации АМПУ – к участию в пилотных проектах общего владения отдельными портовыми администрациями.

Приближение к модели управления «порт-лендлорд» позволит портовым администрациям эффективно осуществлять функции портового планирования и развития, обеспечит дальнейшее повышение конкурентной среды в портовой отрасли Украины, а следовательно – будет способствовать ее качественному развитию.

Сегодня Украина имеет возможность реформировать портовую отрасль, чтобы достичь максимального уровня ее эффективности и дальнейшего расширения масштабов международной торговли.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать