Вверх

Порядок приняли, но риски остались

Татьяна Титаренко, Управляющий партнер юридич. компании LeGrant
10 сентября 2019

Проведенный юристами компании LEGRANT анализ Порядка показывает, что в алгоритме сохраняется пространство для потенциальных злоупотреблений со стороны сотрудников Государственной экологической инспекции.

5 сентября Кабинет министров Украины опубликовал, без преувеличения, один из самых ожидаемых морской отраслью регуляторный акт - Постановление № 828 "Об утверждении Порядка проверки, отбора проб воды и проведения их анализа" от 21.08.2019. Однако проведенный юристами компании LEGRANT анализ Порядка показывает, что в алгоритме сохраняется пространство для потенциальных злоупотреблений со стороны сотрудников Государственной экологической инспекции.

Напомним, Правилами охраны внутренних морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения, утвержденными постановлением КМУ № 269 от 29.02.1996 (далее – Постановление №269), было предусмотрено, что порядок проверки, отбора проб воды и проведения их анализа устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Несмотря на отсутствие такого порядка, госэкоинспекторы, якобы руководствуясь внутренними инструкциями, которые не имели силу регуляторного акта и не были обнародованы, систематически проводили проверки с грубым нарушением законодательства, нивелируя права и законные интересы судовладельцев и капитанов судов.

Порядок утвердил единый механизм фиксации факта загрязнения акватории, установления источника такого загрязнения, пошаговый алгоритм отбора и анализа проб фоновых показателей, а также проб на самом судне в случаях выявления видимых следов нефти, нефтесодержащих или других загрязняющих веществ в акватории. Таким образом, Кабмин действительно устранил большинство возможностей для манипуляций, когда, к примеру, забор проб воды осуществлялся банками неизвестного происхождения в случайных местах и без какого-либо контроля кем-либо.

В то же время, Порядок содержит ряд положений, которые потенциально могут служить «зацепкой» для злоупотребления со стороны госэкоиспекторов.

В частности, Порядком предусмотрено, что отбор проб фоновых показателей осуществляется безотлагательно после выявления видимых следов нефти, нефтесодержащих или других загрязняющих веществ в портовой акватории. Данная норма является гарантией того, что фоновые показатели качества воды будут актуальными и реальными на момент возможного загрязнения. Однако, проба отбирается администрацией порта только в одном экземпляре. Т.е., обжалование результатов анализа такой пробы не предусмотрено. 

Далее, пробы воды в месте загрязнения отбираются в 2-х экземплярах: для администрации порта и госэкоиспекторов. Согласно п. 8 Порядка, экземпляр, который передается администрации, сохраняется как контрольный для проведения анализа в случае возникновения существенных разногласий с фоновыми показателями или иных претензий по результатам проб воды, в том числе со стороны судовладельца (его представителя) и т.д.

Срок хранения контрольного экземпляра составляет 24 часа. По истечению этого времени он уничтожается, и претензии по пробам воды в месте загрязнения не рассматриваются. При этом, п. 26 Порядка предусмотрено, что инструментально-лабораторные измерения проб воды не должны длиться дольше все тех же 24 часов с момента их отбора. 

Несмотря на то, что формально нормы о контрольном экземпляре и сроке проведения анализа направлены на защиту интересов судовладельцев, на практике они могут оказаться неэффективными и даже нести угрозу. Эта угроза состоит в том, что предельные сроки анализа и хранения контрольной пробы идентичны. Т.е. возможны ситуации, когда одновременно с предоставлением Госэкоинспекцией результатов анализа воды исчезает возможность их оспорить, т.к. контрольный экземпляр будет уничтожен. 

Кроме того, согласно п.7 Порядка взаимодействия АМПУ и Госэкоинспекции, утвержденного Кабмином 17 июля 2019 года постановлением № 670, в случае установления факта ухудшения качества воды акватории порта и при наличии обоснованных оснований считать, что источником загрязнения является судно, администрация порта уведомляет об этом капитана судна и морского агента, службу капитана морского порта, Морскую администрацию, экологическую инспекцию.

То есть, судовладелец и другие лица могут узнать о наличии такого экземпляра только после установления факта загрязнения, когда контрольный экземпляр отбора проб уже будет уничтожен.

Учитывая декларативность права судовладельца на оспаривание результатов анализа Госэкоинспекции, бизнесу остается надеяться на добросовестность и активную позицию АМПУ в таких ситуациях.

Что касается отбора проб воды на судне, он осуществляется госэкоинспектором в присутствии уполномоченного представителя Морской администрации, капитана судна (или иного уполномоченного им лица), морского агента (по согласию). При этом, места отбора проб воды на судне определяются уполномоченным представителем Морской администрации с участием государственного инспектора и капитана судна.

Пробы отбираются в 3-х экземплярах: для капитана, администрации порта и Госэкоиспекции. И это делает потенциальную процедуру оспаривания результатов анализа более эффективной.

Из технических недочетов Порядка проверки, взятия проб воды и проведения их анализа стоит отметить, что не все проформы актов составлены на 2-х языках (украинском и английском). В частности, акт обследования акватории и отбора проб воды в месте загрязнения и акт отбора проб фоновых показателей качества воды акватории порта составлены только на государственном языке. Для большинства судовладельцев и капитанов, заходящих в украинские порты судов, которые являются нерезидентами, это означает ограничение их права на надлежащее ознакомление с документами на понятном языке.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать