Вверх

Пять трендов речных перевозок 2019 года

Андрей Муравский, Аналитик "Порты Украины"
14 февраля 2019

Пять главных трендов речных перевозок 2019 года, какими их видим мы.

Открыть навигацию на Днепре  чиновники обещают уже в середине марта. За неделю до этого мы проводим «Речной Форум», который соберет всех заметных игроков рынка речных перевозок Украины, а также существующих и потенциальных грузоотправителей в этом сегменте логистики (будет широко представлен рынок минеральных удобрений и зерна). Мероприятие покажет, чего участники рынка ожидают от нового сезона и готовы ли поддерживать позитивные тенденции роста предыдущих периодов. Пока же мы наметили пять главных трендов речных перевозок 2019 года, какими их видим мы.

Тренд 1. Появление новых перевозчиков

Каботажного флота для перевозки зерновых стало больше, и тоннаж будет расти и дальше. Если в последние годы собственный речной флот интенсивно строил только «НИБУЛОН» (и продолжает), то теперь на Днепре и Южном Буге начали работать новые перевозчики, такие, как «ГРЕЙН-ТРАНСШИПМЕНТ», «Агровиста». И это компании, которые уже начали обзаводиться собственным флотом и продолжат заводить под украинский флаг буксиры и баржи. В 2018-м этот флот только начал работать, при чем – даже не с началом навигации, а уже во второй половине года. Теперь же его задействуют полной мерой, что благотворно скажется на статистике перевозок по внутренним водным путям.

Так, как рассчитывают в группе компаний «Агровиста», четыре баржи общей грузовместимостью 8000 тонн и два буксира позволят перевезти за год не менее 100 тыс. тонн (начав перевозки по Днепру осенью, успели перевезти в каботаже около 24 тыс. тонн).

Больше грузов сможет перевезти в этом году и «ГРЕЙН-ТРАНСШИПМЕНТ». В прошлом году компания успела модернизировать несколько барж и ряд буксиров, а также приобрела дополнительный флот и перевезла за год своим и зафрахтованым флотом свыше 300 тыс. тонн грузов.

По информации «Портов Украины», в этом году бизнес-структуры планируют завести с европейских рек под украинский флаг еще барже-буксирные составы. Участники рынка говорят: найти свободный флот в Украине не получается, приходится брать его из Европы. Там тоже не густо, но можно найти подходящие буксиры, поставить на судоремонтный завод и довести до ума.

Тренд 2. Рост перевалки зерна

Благодаря появлению дополнительного флота для каботажных перевозок увеличились отгрузки зерна на воду с речных элеваторов и терминалов.

Потенциал в речных перевозках увидели уже не только крупные грузоотправители, но и те, что поменьше: интерес мелких и средних зерно-трейдеров к реке огромный. Процесс этот пока широко не освещается, но идет. Сказывается закрытость компаний, которые пока не спешат раскрывать свою логистику и делиться планами. Они налаживают работу, находят партнеров, которые готовы организовывать речные перевозки, активно изучают нюансы рынка. «Порты Украины» знают о таких партнерских отношениях, а о том, что развиваются они успешно, свидетельствует и статистика перевозок по Днепру. В 2018 году по Днепру перевезли на 500 тыс. тонн больше зерновых, чем годом ранее – 3,1 млн тонн против 2,6 млн тонн (15,3%).

Тренд 3. Рост перевозки минеральных удобрений

Обозначилась в прошлом году тенденция к перевозкам по украинским рекам минудобрений. Это связано, в частности, с политикой Украины в отношении российских удобрений – правительство постепенно все ужесточало меры против них. В начале 2018 года Межведомственная комиссия по международной торговле при Минэкономразвития повысила антидемпинговые пошлины в отношении удобрений из России. Так, рынок был практически закрыт для российского КАС, украинские производители полностью покрыть потребность в этих удобрениях оказались неспособны, и эту нишу заняли импортеры. Пострадали и другие российские удобрения – карбамид и селитра.

Эксперты ранее прогнозировали, что в Украину будут в больших объемах импортироваться грузинские, болгарские, казахские и узбекские азотные удобрения. Сейчас действительно наблюдается рост грузопотока минудобрений через морпорты, и часть дальше следует по реке.

 Компания «Одесса Агрохим»  (ныне – «Белор Украина») купила и отремонтировала танкер «Одиссей І» емкостью 500 тонн и с началом навигации он начал перевозить по Днепру КАС. Первую партию удобрений перевезли из Херсона в Запорожье. До конца года в Запорожье было доставлено в общей сложности 2000 тонн. Кроме того, зафрахтованым флотом компания перевезла по рекам еще 23 тыс. тонн селитры, сульфата и тройного суперфосфата.

В компании уверены, что в дальнейшем будет рост перевозок минудобрений по украинским рекам. Есть спрос на сухие удобрения, и возможности перевозить их тоже есть, загружая баржи, которые доставляют на рейд и в морпорты зерно. Если же вырастет спрос на жидкие удобрения, «Белор Украина» может увеличить количество «ходок» своим танкером.

Тренд 4. Развитие речной инфраструктуры

На Днепре увеличивается количество элеваторов – их планомерно возводит «НИБУЛОН». Но и другие компании осваивают площадки, которые ранее простаивали, и переваливают на них зерно. Так, компания «Аскет-Шиппинг», которая ранее занималась перевалкой зерна только в морских портах, начала работу на реке и поставила современное грузовое и лабораторно-весовое оборудование на площадках в Запорожье и Днепре. Буквально за последний квартал ушедшего года компания уже успела отгрузить более 26 тыс. тонн зерновых и настроена на развитие «речного» направления. «ГРЕЙН-ТРАНСШИПМЕНТ» развивает перегрузочный комплекс в городе Днепр. Это два склада, лаборатория и судопогрузочная машина, которая способна переваливать 250 тонн в час. В нынешнем году компания планирует перегрузить с терминала на водный транпорт более 100 тыс. тонн грузов (в 2018 году было перевалено 60 тыс. тонн). Бизнес ищет свободные площадки и для строительства новых речных терминалов и складов для накопления судовых партий вблизи реки.

Будут инвестиции и в речную инфраструктуру под минудобрения. Так, «Белор Украина», у которой есть терминал в Херсоне для приемки КАС с хранилищем на 20 тыс. тонн, взялась за создание емкостей для удобрений выше по реке, в Кременчуге, работы будут проводится уже в этом году. Развивать речную инфраструктуру под минудобрения намерены и собственники Днепрянского речного порта. В Новой Каховке (Херсонская область) хотят возвести крытый напольный склад площадью более 2000 квадратных метров и поставить фасовочную линию для упаковки биг-бэгов. Возможно также строительство емкостей для жидких удобений мощностью до 3-4 тыс. тонн единовременного хранения. Опыт работы с удобрениями у Днепрянского речпорта есть – сюда из Каменского доставляли баржами фосфогипс, который делее из порта развозили фермерам по региону автотранспортом.

Тренд 5. Строительство флота

На сегодняшний день новый речной флот – баржи, буксиры и др. – в Украине строит один «НИБУЛОН», у которого в Николаеве есть собственный судостроительный завод. В 2018 там строилось восемь единиц, в том числе два несамоходных стометровых судна грузовместимостью по 5000 тонн, два многоцелевых буксира мощностью 3500 л.с. и два мощностью 2560 л.с.

Другие игроки неоднократно заявляли, что пока не могут себе позволить строительство нового флота – это дорого и проблематично с точки зрения кредитования.

Однако уже сейчас можно отметить, что компании не просто покупали б/у флота, а проводили глубокую модернизацию. Теперь же они переходят и к созданию новых единиц флота по собственным проектам. Так, «Дунайсудосервис» уже реализует такой проект по заказу «ГРЕЙН-ТРАНСШИПМЕНТ».  Для того чтобы создать двухтрюмную сухогрузную баржу, завод в Измаиле стыкует два лихтера типа DM и изготавливает цилиндрическую вставку корпуса и люковые закрытия. Осадка баржи составит 3,1 метра, грузовместимость – 2500 тонн, длина – 79,4 метра. Уже в начале навигации компания планирует принять первые две баржи из серии. В общей сложности должно быть построено восемь барж, после чего «ГРЕЙН-ТРАНСШИПМЕНТ» намерена приступить к строительству барж класса река-море грузовместимостью более 5000 тонн – проект уже готов и согласован Регистром Украины. К новому маркетинговому году, «ГРЕЙН-ТРАНСШИПМЕНТ» закончит модернизацию своего четвертого буксира ZEUS мощностью – 2400 л.с., класса река-море, что позволит единовременно буксировать методом толкания до 4-х барж нового проекта (8000-10000 тонн груза).

В Киеве 6 марта состоится «Речной Форум 2019», на котором участники рынка речных перевозок будут обсуждать площадки под строительство складов, элеваторов, терминалов, проблемы создания флота и привлечения грузов.

Читайте также: Кто, сколько и чего перевез на реках Украины в 2018 году

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать