Вверх

Сложное это дело – упрощать процедуры

Вячеслав Вороной, начальник Службы по организации работы портов АМПУ
14 мая 2019

ІМО принял предложения Украины по расширению компендиума электронного документооборота по обработке судов в портах

С 8 по 12 апреля в Лондоне прошло 43-е заседание FAL Комитета ІМО (Комитета по упрощению формальностей в судоходстве). В центре внимания комитета последние годы в связи с развитием электронного документооборота находится работа морских единых окон (МЕО). Была создана рабочая группа по электронному бизнесу, которая работает не только во время пленарных заседаний комитета в Лондоне, но и в течение всего года с использованием различных средств телекоммуникации.

Рабочая группа объединила кроме представителей государств-членов ІМО представителей всех международных организаций, занимающихся разработкой стандартов (Европейскую экономическую комиссию ООН, Всемирную таможенную организацию, ISO, Европейскую комиссию, BIMCO, ITF, FONASBA и др.). Активными участниками группы являются и представители Украины, что не случайно – пример украинского морского единого окна был признан одним из лучших, он был включен в Руководство ІМО наряду с еще семью примерами таких стран, как Япония, Германия, Финляндия и другие.

За минувший год рабочей группой были подготовлены изменения в справочник по упрощению и электронному бизнесу (IMO Compendium) и руководство по внедрению единых окон. Эти документы определяют перечень и основные характеристики информации, используемой в МЕО, и принципы внедрения единых окон для всего мирового морского сообщества.  

На пленарном заседании 43-й сессии мной был презентован документ, представивший дополнительный перечень информации, необходимой для захода и обработки судна в порту, с предложением включить ее в компендиум. После длительной дискуссии на комитете предложение было принято, и документ направили в группу для детального рассмотрения и подготовки технического задания. Важно отметить, что это первый раз, когда комитет принял решение выйти в компендиуме за рамки утвержденных семи форм FAL, декларации опасных грузов и информации по морской безопасности, которые подаются судами на приход во всех морских портах мира.

В течение недели рабочей группой отработаны последняя редакция компендиума, предложения Украины по его расширению, руководства по внедрению МЕО, руководства по обеспечению аутентификации, целостности и конфиденциальности, перечень морских услуг, описание которых целесообразно пересмотреть, и другие вопросы.

По результатам было решено учредить корреспондентскую рабочую группу по пересмотру описания морских сервисов Port Support Service, Vessel shore reporting, Pilotage service, Tug service, Maritime assistance service.

Также Комитетом были отработаны вопросы гармонизации конвенции FAL с международными медико-санитарными правилами, в частности о включении в перечень документов, предоставляемых судном, свидетельства об освобождении судна от санитарного контроля (эта позиция уже имплементирована в Украине). Документы, которые подаются судном, переименованы в декларации, а данные – в информацию.

Приложение к Конвенции дополнено ограничениями передачи информации о «безбилетных пассажирах» в государственные органы стран их постоянного проживания (из соображений безопасности таких граждан).

Комитет выразил серьезную озабоченность в связи с низким числом государств-членов, внедривших комитеты по упрощению процедур или национальных программ по упрощению процедур.

Надо отметить, что в Украине подобный комитет создан постановлением КМУ от 4.07.2017 г. «О создании Совета по международной торговле» во исполнение соглашения об упрощении процедур торговли ВТО. В связи с тем, что этот орган охватывает все сферы экономики государства, было бы целесообразно создать в его рамках секцию по морскому транспорту.

На сессии всем напомнили, что с 8.04.2019 г. вступил в силу стандарт 1.3 bis об обязательном введении государствами ИМО электронного обмена информацией относительно судов. В 2016 году ИМО утвердило руководство по использованию электронных сертификатов судов, необходимых в том числе для осуществления контроля государства флага и порта. В развитие этой работы IMO разработало модуль в GISIS (Глобальной интегрированной системе информации по судоходству) Survey and Certification для верификации электронных сертификатов. Морские администрации Багам, Дании, Франции, Германии, Либерии, Мальты, Маршалловых островов и других государств уже активно используют эту возможность.

Кстати, еще в 2015 году на основе моих предложений после 39-й сессии комитета Мининфраструктуры был разработан проект поручения о введении электронных сертификатов в Украине. Мы могли стать локомотивом этого тренда, но, к сожалению, предложения не были реализованы.

В следующем году на Комитете по экологии IМО планирует утвердить поправки к документам, касающимся электронных судовых журналов, предусмотренных Конвенцией MARPOL.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать