Вверх

Транспортная стратегия мечтателей

Игорь Гошовский, Шеф-редактор ports.com.ua
30 мая 2018

Европейская ширина железной дороги до Одессы, 5 ветвей "Гиперлуп", 50 аэропортов и еще много чего интересного...

Кабмин сегодня утвердил национальную транспортную стратегию Украины на период до 2030 года, которая определяет приоритеты развития отрасли. Документ доступен по ссылке.

Хотелось бы прокомментировать некоторые слайды и поделиться общим впечатлением от документа.

Во-первых, очень красивая современная верстка. Во-вторых, почти все тезисы настолько амбициозны и труднодостижимы в украинских реалиях, что к 2030-му и даже к 2060-му году – не управиться.

Красивые декларации о фантастическом оторванном от земли пути дальнейшего движения, которые игнорируют те препятствия и барьеры о которые споткнулись многие предыдущие реформаторы-мечтатели.

Вот, к примеру, в одном из самых здравых тезисов утверждается, что уже через 12 лет подвижной состав и локомотивы будут находиться не только в государственной собственности, но и в частной. Эта идея была в основе реформирования «Укрзализныци» еще в 2014 году. Но после образования ПАО движение в этом направлении остановилось. Действительно, будет ли УЗ рубить сук на котором сама сидит? Естественно, что нет. Тем более, что сама УЗ является огромной кормушкой для тех политических сил, которые и определяют глубину и темп реформ.

Есть несколько и вовсе фантастических тезисов. Через 12 лет не будет маршруток, которых вытеснят «неолайнеры». Это даже можно не комментировать.

В Кабмине мечтают о 50 работающих аэропортах. Но размеры Украины и традиционно небольшая мобильность населения при низких доходах просто не позволят такому количеству аэропортов быть загруженными и рентабельными.

150 км в час – средняя скорость на железной дороге. Единственный вариант достижения этой цели к 2030 году – это закрыть все сейчас существующее пассажирское железнодорожное сообщение, оставив только Intercity+. Но этот класс поездов не сможет ходит во все областные центры, так как даже при одномоментных вложениях миллиардов долларов в модернизацию полотна, за оставшиеся 12 лет это просто физически сделать невозможно. Впрочем, и денег нет.

Евроколея в Одессу, Киев, Днепр, Харьков… Зачем? Если у нас будет 50 аэропортов.

УЗ также посватали в Топ-5 железных дорог мира по финансовым показателям. Если отсоединить от УЗ сектор пассажирских перевозок и поднять тарифы для СКМ, Феррэкспо и остальных крупнейших перевозчиков до коммерчески выходных (для перевозчика), то - да. Но, как же тогда быть с частной тягой и вагонами? В таких условиях УЗ придется наоборот конкурировать и снижать тарифы.

Смотрим, что сказано о портовой отрасли.

Отлично, попасть в Топ-100 крупнейших контейнерных портов мира. Смотрим, кто сейчас на 100-м месте – это Буэнос-Айрес с 1,433,053 teu. Это в два раза больше, чем переваливают ВСЕ контейнерные порты Украины и почти в 5 раз больше, чем обрабатывает порт-лидер. Все черноморские порты в 2017 году переработали около 2 млн teu. Иными словами, какой-то украинский порт даже при условии невероятного роста перевалки контейнеров в регионе на 50%, должен будет замкнуть на себя около половины перевалки контейнеров черноморского бассейна (без учета Турции). Задачка еще та.

Этому, видимо, должна способствовать ликвидация коррупционной составляющей. Но видимость борьбы с ней мы наблюдаем уже десятилетия и ничто не говорит о том, что следующие 12 лет станут в этом деле принципиально другими.

Реками Украины к 2030 году будет перевозиться 50 млн тонн грузов в год. Но если «речная реформа» будет двигаться с такими же темпами как последние 4 года – провал законопроектов о внутреннем водном транспорте, провал проектов по дноуглублению Днепра… То этой цели и за сто лет не достигнем.

Но больше всего порадовал «Гиперлуп», да еще и то, что сразу 5 из 11 глобальных веток пройдут именно через Украину. И судя по карте – одна из них пройдет территорией ДНР-ЛНР. Не в курсе технических тонкостей, может быть, трубы будут настолько глубоко, что боевики не смогут до них добраться. Кстати, зачем 50 аэропортов и евроколея почти ко всем городам-миллионникам, если в Украине будет сразу 5 веток «Гиперлупа»?

Впрочем, в хозяйстве пригодится все. Ведь денег будет достаточно – аж 60 млрд долларов. Это выходит в среднем по 5 млрд в год в течении 12 лет. Жаль только, что не указаны координаты настолько щедрого и богатого спонсора. Хотя, конечно, на все эти проекты, с учетом распила, 60 млрд – это крохи.

На последнем слайде изображен Илон Маск и фраза: «Инфраструктура объединяет». Если нет авторитета в своем отечестве, приходится опираться на Маска. Видимо, все надежды теперь на него. Вот Илон удивится.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать