Вверх

«Укртрансбезпека» продолжает собирать коррупционную дань

Шота Хаджишвили, Глава Правления ОС "АМАУ"
25 октября 2017

Постоянные случаи задержания на взятках работников Укртрансбезопасности очень ярко продемонстрировали, что кадры были подобраны не для борьбы с коррупцией, а скорее для продолжения работы по старым схемам.

В сентябре Министр инфраструктуры Владимир Омелян провел совещание с руководителями Администрации морских портов Украины и Укртрансбезопасности, представителями бизнеса и общественности. Речь шла о коррупционной схеме, связанной с пломбированием запорных устройств на судах.

Со слов самого Министра, ранее коррупционная схема имела название «балластные воды». Инспектор, ссылаясь не несуществующие нарушения законодательства, требовал «устранить» недостатки за 200-1000 долларов «платы». В противном случае, судну запрещалось выходить в море, сутки простоя стоили владельцу 10 000 — 50 000 долларов США. И так старались «договориться» с каждым судном. Владимир Омелян заявил, что все фамилии взяточников известны. Якобы, уже состоялся ряд увольнений, и они будут продолжены.

Неизвестно, фигурирует ли в этом расследовании, присутствовавший на совещании Председатель Государственной службы Украины по безопасности на транспорте Михаил Ноняк, но то что он несет ответственность за произвол инспекторов – очевидно.

Если проанализировать публикации в СМИ за последние несколько месяцев, то можно увидеть, что правоохранительные органы регулярно ловят «на горячем» работников Укртрансбезопасности. При этом основными причинами для задержаний были не какие-либо замысловатые схемы, а банальные поборы и взяточничество.

Правоохранительные органы регулярно ловят «на горячем» работников Укртрансбезопасности.

26 августа 2017 года пресс-служба прокуратуры Закарпатской области сообщила о задержании на взятке в 6000 гривен работника управления Укртрансбезопасности. Указанные средства чиновник требовал за изготовление лицензии на пассажирские перевозки.

24 июля 2017 года пресс-служба военной прокуратуры Южного региона сообщила о задержании на взятке в 800 долларов США заместителя начальника управления Укртрансбезопасности в Запорожской области.

2 июня 2017 года СМИ сообщили о задержании с поличным сразу четырёх сотрудников управления Укртрансбезопасности в Харьковской области, которые требовали и получали взятки на весовых комплексах.

В целом июль 2017 года был обильным на громкие задержания коррупционеров из этого ведомства. Большой общественный резонанс вызвали задержания коррумпированных сотрудников Укртрансбезопасности из Одесской, Запорожской и Винницкой областей. Только после широкой огласки в СМИ Михаил Ноняк публично сообщил об увольнении руководителей управлений в упомянутых областях, поскольку те не справились с коррупцией в подразделениях. Причем руководителей управлений в Запорожской (Алексей Батало) и Винницкой (Алексей Соколовский) областях Михаил Ноняк уволил не за служебную халатность или ненадлежащий контроль за действиями подчиненных, а по соглашению сторон.

А вот ситуацию в отношении бывшего главы управления Укртрансбезопасности в Одесской области Николая Чекала «обыграли» несколько иначе, поскольку в день увольнения последний находился на больничном. Что это означает с юридической точки зрения? Любой юрист подтвердит, что при таких обстоятельствах восстановиться в должности достаточно легко. В СМИ уже появилась информация о том, что 11 октября 2017 года Одесский окружной административный суд удовлетворил исковое заявление Николая Чекала о восстановлении его в должности и взыскании с Укртрансбезопасности заработной платы за время вынужденного прогула.

Некоторые неудобные и довольно громкие задержания Ноняк предпочитает вообще не комментировать. Взять хотя бы известный случай с задержанием руководителя Укртрансбезопасности в Черниговской области Василия Петришина на взятке в 10 000 гривен. Тогда ни Ноняк, ни пресс-служба ведомства не сделали по этому поводу ни одного заявления. Более того, в настоящее время неизвестно, уволен ли Петришин с занимаемой должности или нет.

В Одессе ситуация с коррупцией в управлении Укртрансбезопасности также оставляет желать лучшего. Так, в апреле одно из интернет-изданий выпустило репортаж о возвращении в порты Украины старых коррупционных схем.

В частности, сообщалось о компании «Посейдон Инжиниринг», с помощью которой Администрация морских портов Украины и Укртрансбезопасность «выбивают» наличные с судовладельцев и агентских компаний. Но Михаил Ноняк существования коррупционных схем в портах Одессы отрицал. Правда, в июле на взятке задержали специалиста Одесского управления, который, по информации СБУ, наладил схему по сбору взяток с частных экспедиторских компаний и капитанов судов, заходящих в морские порты Одесса, Черноморск и Южный. Главный специалист отдела контроля и надзора за безопасностью на автомобильном и городском электротранспорте Сергей Личикаки был задержан 27 июля 2017 года во время получения им взятки от посредника в размере 1,5 тыс. долларов США. 2 августа стало известно о том, что С. Личикаки назначили меру пресечения в виде ареста на два месяца с правом внесения залога в 128 тыс. гривен, который впоследствии был внесён родственниками задержанного. На сегодняшний день бывший чиновник Укртрансбезопасности находится под домашним арестом, а дело пытаются «замять».

Безусловно, выявленные правоохранительными органами факты взяточничества в данном ведомстве – лишь верхушка айсберга.

Чтобы оценить масштабы коррупции и возможные суммы поборов, которые в итоге оседают в карманах чиновников, необходимо разобраться, что же всё-таки представляет собой Укртрансбезопасность.

Государственная служба Украины по безопасности на транспорте (Укртрансбезопасность) была создана Кабинетом Министров Украины 10 сентября 2014 года путем слияния Государственной инспекции по безопасности на морском и речном транспорте и Государственной инспекции по безопасности на наземном транспорте. Кроме того, этой же службе подчинили Государственную специальную службу транспорта.

По сути, Правительство создало монстра – мощную и наделенную широкими полномочиями структуру, в сферу ответственности которой входит реализация государственной политики в сфере безопасности на автомобильном транспорте общего пользования, городском электрическом, железнодорожном, морском и речном транспорте.

Казалось бы, намерения Кабмина при создании Укртрансбезопасности были вполне понятными и оправданными: управляемость, уменьшение количества контролирующих органов, упрощение при предоставлении административных услуг, очистка и обновления кадров. Но пока что получается иначе.

Напомним, что Михаил Ноняк до недавнего времени был частным предпринимателем и общественником, он пользуется авторитетом, поскольку был сотником на Майдане. После революции Достоинства его карьера круто меняется - уже 16 апреля 2014 года Ноняк М.В. был назначен заместителем Министра доходов и сборов Украины по вопросам борьбы с коррупцией. В своем интервью новоиспеченный заместитель Министра тогда говорил о себе как о человеке «с чистыми намерениями»:

«... я изъявил желание и есть понимание в том, что нужно бороться с коррупцией в таможенных и налоговых органах. Мы эту позицию донесли до нового правительства, к Арсению Петровичу Яценюку. И это предложение было поддержано. Я был на собеседовании, на заседании Кабинета Министров, где докладывал. Они меня утвердили, как человека, который с чистыми намерениями, с желанием работать идет на такую высокую должность для того, чтобы побороть коррупцию в этом министерстве.»

(3 июля 2014 года, Украинские новости)

Деятельность господина Ноняка в Министерстве доходов и сборов, где он отвечал за работу отдела внутренней безопасности, отдела по борьбе с контрабандой и таможенными правонарушениями, а также департамента по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, прошла для общественности почти незаметно. Во всяком случае, о раскрытии коррупционных схем ничего слышно не было. Мы больше следили за клетчатым одеялом руководителя этого ведомства.

В Укртрансбезопасности Ноняк должен был продолжить реформы в ведомстве для чего и получил поддержку на уровне Кабинета Министров и полный карт-бланш в подборе и назначении кадров в подразделения. Но постоянные случаи задержания на взятках работников Укртрансбезопасности очень ярко продемонстрировали, что кадры были подобраны не для борьбы, а скорее для продолжения работы по старым схемам.

Вряд ли Михаил Ноняк не в состоянии наладить работу в Укртрансбезопасности. Вывод напрашивается другой – Ноняк не заинтересован в эффективной работе ведомства и предпочитает закрывать глаза на этот коррупционный беспорядок, возможно, имея в нынешнем положении немалую выгоду для себя. Сам же Михаил Васильевич в одном из своих интервью ещё в 2014 году дал нам совет для борьбы со взяточничеством и поборами со стороны чиновников, который актуален и сейчас по отношению к сотрудникам Укртрансбезопасности:

«… единственный способ влияния на людей, злоупотребляющих своим служебным положением, — это обнародование этих материалов (о коррупции – прим.) и давление со стороны общественности.»

(11 июля 2014 года, Зеркало Недели)

Читайте также Как строят новые коррупционные схемы в портах

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать

Качественной журналистике нужна ваша поддержка