Вверх

В порты вернулись «схемы» с проверками судов

Александр Глущенко, Специалист развития ГП Бердянский МТП
27 июля 2016

"Схемы" не только вернулись на борты судов с участием всех контролирующих органов, но и дали определенные "метастазы" в виде осложнений при получении фитосанитарного сертификата.

В апреле Администрацией морских портов Украины было принято решение направить в филиалы АМПУ Мариуполя и Бердянска специалистов для улучшения ситуации в части дерегуляции процедур оформления судов.

Очевидно, кризис-менеджерам были поставлены персональные индикаторы эффективности с конкретными сроками исполнения и оформление судов должно было бы ускориться. Но, к сожалению действительность, такова, что «схемы» не только вернулись на борты судов с комиссиями с участием всех контролирующих органов, но и дали определенные «метастазы» в виде осложнений при получении фитосанитарного сертификата. А последний случай участия комиссии в «приемке трюмов» с драфт-сюрвейером т/х «Леди Жасмин», продолжавшаяся с трех ночи до семи утра вообще не выдерживает никакой критики.

Но вернемся к фитосанитарному контролю. С началом новой зерновой кампании и увеличением отгрузки зерновых грузов на экспорт, в объеме не менее 1,5млн.тонн с перспективой роста до 2,0 млн.тонн усугубляется проблема задержки судов у причалов порта. В ожидании ими карантинных сертификатов невозможно поставить другие суда под погрузку. Это приводит к непроизводственным простоям судов, трудовых и технических ресурсов, а также негативно влияет на деловую репутацию порта, ухудшает финансово-экономические показатели Бердянского морского порта.

«Схемы» не только вернулись на борты судов с комиссиями с участием всех контролирующих органов, но и дали определенные «метастазы» в виде осложнений при получении фитосанитарного сертификата.

В то время когда необходимо еще больше ускорить процесс проверок и свести к нулю влияние человеческого фактора, деятельность государственных фитосанитарных инспекторов вызывает, мягко говоря, недоумение.

Первой преградой для клиентов порта является лаборатория, находящаяся в г. Запорожье. Это, ни много ни мало, 200 км в одну сторону по «дорогам которых нет». Экспертиза с последующей выдачей карантинного сертификата производится строго с 08:00 до 17:00. Так, в случае окончания погрузки зерновых на судно после обеда, вывод фитосанитарной экспертизы, с учетом доставки проб в Запорожье, грузовладельцы/экспедиторы получают только на следующие сутки. Это приводит к простою судов у причала в ожидании данного документа, снижает пропускную способность порта, что в условиях ее дефицита является недопустимым.

Формально, фитосанитары действуют по закону. Законодателям, видимо, никто не подсказал о цене и важности каждой минуты простоя судов у причалов. И ст. 29 Закона Украины «О карантине растений» выглядит так: «Государственный фитосанитарный инспектор обязан выдать заявителю карантинный сертификат или принять решение об отказе в его выдаче в течение 24 часов после завершения погрузки транспортного средства».

Но почему нельзя, с учетом практики, усовершенствовать порядок фитосанитарного контроля, если от него только проблемы и финансовые потери? Непонятно.

Как показала практика, одни сутки простоя судна обходится грузовладельцу в среднем около $3-5 тыс. Кроме этого, в случае подтверждения постановки к причалу следующих судов под погрузку согласно графика подхода, суда находящиеся в ожидании сертификата в «вынужденном простое» не могут находиться у рабочего причала после окончания их погрузки. Тем не менее, им необходимо дождаться результатов лабораторного анализа. Значит нужна перешвартовка, а в случае занятости всех причалов порта, и вовсе вывод на рейд. Естественно буксирно-швартовые услуги в сочетании с лоцманской работой обойдутся грузовладельцу недешево, $1,5-2,5 тыс. и более.

Тем не менее, Бердянский порт получил разрешение на проведение фитосанитарного контроля в лаборатории соседнего Мариуполя, до которого всего-то 90 км «направления», называемого дорогой. Это практически вдвое уменьшает время получения фитосанитарного сертификата, но тоже требует доставки проб груза по каждой судовой партии в Мариуполь и, главное, доставки оригинала сертификата в порт Бердянск до отхода судна. Это не является коренным решением проблемы по существу, имя которому — время, которое, соответственно — деньги.

Предложения передачи копии фитосанитарного сертификата электронной почтой до прибытия курьера с оригиналом из Мариуполя категорически отклоняются.

Более того, как показала практика, фитосанитарные инспекторы Бердянска неохотно принимают подобные сертификаты из Мариуполя, стараясь и находя в них всевозможные изъяны и несоответствия, как будто мариуполькая лаборатория не принадлежит к той же системе Государственной фитосанитарной инспекции, что и запорожская.

Этот порядок, родом из ХХ века усложняет технологический цикл отгрузки зерновых грузов на экспорт, что в условиях значительного увеличения объемов перевалки данных грузов в порту является фактором сдерживания указанного роста объемов из-за задержки с оформлением отхода судов. Если Украина действительно хочет стать транзитным центром между Азией и Европой, она должна жить в одном технологическом ритме с ними, где бумаги с печатями и гонцы на перекладных уже давно заменены цифровыми технологиями.

О Едином окне говорят уже более десятка лет. В идеале необходима одна служба, с минимумом человеческого фактора, которая «заточена» под интересы клиента и транспортно-экспедиторской компании. Это будет очень быстро и облегчит также работу и проверяющим органам

И естественно, во избежание простоя судов, с целью частичного решения проблемы, срыва выполнения планов грузоперевалки и финансового плана, целесообразно отработать с Государственной фитосанитарной инспекцией возможность изменения действующего законодательства для осуществления отправки проб в лабораторию заранее, не дожидаясь окончания погрузки на судно. А пока единственно правильным решением, которое реально ускорит процедуру, является создание в Бердянском порту специализированной лаборатории Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей («Держпродспоживслужба»), что позволит локально решить проблему ускорения процедуры оформления судов.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать