Вверх

Вывести еще одного игрока на рынок контейнерной перевалки

Райвис Вецкаганс, Глава АМПУ
29 октября 2019

Выступление главы АМПУ на "Контейнерном саммите" в Одессе

Не считая себя большим специалистом в контейнерной отрасли, тем не менее хорошо понимаю, что она зависит от общей ситуации в развитии наших портов.

На сегодняшний день в отрасли более 110 портовых операторов, из которых лишь 13 – государственные. Стратегия развития морских портов Украины до 2038 года, одобренная правительственным комитетом, четко определяет, что деятельность и этих последних государственных предприятий должна трансформироваться в государственно-частное партнерство.

Это общая тенденция в стране. Правительство уже озвучило желание разобраться со списком из существующих в Украине 3670 государственных предприятий, чтобы сократить его в разы. Со своей стороны, мы тоже считаем, что государственные стивидорные компании должны быть или переданы в государственно-частное партнерство, или приватизированы. При этом, конечно, будет учтена конкретная ситуация с каждым из портов. В этом плане важный шаг – намеченная до конца года реализация проектов по концессии государственных стивидоров в портах Херсон и Ольвия.

Продолжается и реформа Администрации морских портов Украины. Она идет в направлении корпоратизации. Уже создан Наблюдательный совет, куда выбраны три независимых члена и три члена от государства. Этот орган осуществляет надзирающую функцию над АМПУ. Создано три комитета – по аудиту, по вопросам назначений и определения вознаграждения должностным лицам АМПУ и по стратегическому планированию и корпоративному управлению.

Из других важных моментов общего характера стоит напомнить, что в 2018 году восемь украинских портов были включены в Европейскую сеть TEN-T. Мы постоянно контактируем с европейскими партнерами. Здесь нужно быть максимально внимательными, чтобы при расширении этой транспортной сети наши транспортные объекты получали максимально выгодные условия по финансированию.

В ближайшее время намечено принятие закона о внутренних водных путях Украины. Есть два проекта закона. Но пока я не вижу понимания, как финансировать развитие рек в транспортном отношении. Сегодня по решению Министерства инфраструктуры, как временная мера, специальный филиал АМПУ ведет на Днепре дноуглубительные работы. Думаю, примерно за два года мы полностью восстановим паспортные глубины на реке, если не поменяется целевое финансирование.

Но, с другой стороны, в ходе дискуссии с министерством, появились предложения в правильном направлении, которая наша отрасль поддержит. Речь о предложениях, чтобы большая часть финансирования развития внутренних водных путей осуществлялась из дорожного фонда. Если государство заинтересовано в переключении грузопотоков с автодорог на реку, то такой шаг был бы вполне логичен. Поэтому мы будем поддерживать эту точку зрения, чтобы финансирование не шло, как сегодня, из портовых сборов морских портов.

В ближайшее время Мининфраструктуры будет приглашать через ассоциации участников рынка на дискуссии о путях развития внутренних водных путей. Мы бы хотели, чтобы там развивались не только перевозки насыпных грузов, но и контейнерные перевозки. Поэтому просьба к участникам рынка тоже в этом активно участвовать.

Последние три года капитальные инвестиции АМПУ находятся в объеме $50-60 млн ежегодно. Этого недостаточно. Если посмотреть на состояние причальной линии в стране, то при таком объеме инвестиций в этом направлении может быть беда в будущем. Я имею в виду через 10-15 лет. Здесь необходимо привлечение инвестиционных денег не из бюджета, не из портовых сборов, а из частного бизнеса. Нужно находить инструменты вливания денег в частную причальную линию в портах. Через институциональные соглашения, через аренду и прочее. Иначе мы просто не поспеем за старением этих активов.

К сожалению, предыдущее правительство не поддержало наше мнение относительно снижения отчислений от прибыли в виде дивидендов не только АМПУ, но и государственных стивидорных компаний в 2019 году. На сегодня уровень дивидендов достигает 90% прибыли.

Вопрос очень сложный. Сегодня рассматривается бюджетная декларация на три года, где предлагается уровень дивидендов в 50%. Это уже было бы хорошо, но хотелось бы двигаться в направлении европейских стандартов, где аналогичные отчисления находятся не выше 30-35%. Поэтому в новом законе о корпоратизации АМПУ мы предлагаем прописать вариант в 30%.

Хочу сказать, что очень сложно дискутировать с Министерством финансов. У его руководителей твердое мнение, что госкомпании должны платить большие дивиденды в бюджет. Чтобы доказать обратное, что каждый контейнер, каждый грузопоток, который приходит в порт, дает экономике несравненно большие деньги, нужно совместно работать над макроэкономическими показателями на примерах из Европы. Мы сегодня пытаемся заказать такую работу авторитетной консалтинговой фирме.

Вот пример из Клайпеды. Там подсчитали, что каждая тонна, которая переваливается через порт, дает 18 евро в год в бюджеты местного и государственного значения. Грузооборот Клайпеды – примерно 40 млн тонн. €18 умножаем на 40 млн получается €720 млн. Впечатляющая цифра.

Еще один момент, связанный с использованием портовых сборов. Есть Морская поисково-спасательная служба, на содержание которой идет 10% корабельного сбора – около 250 млн гривен. Я уже не раз говорил, что это функция государственная, которая должна финансироваться государством, тем более что бизнес сегодня требует снижать портовые сборы. И если передать эту службу другому министерству, можно немного снизить и портовые сборы. Свои предложения новому министру инфраструктуры мы уже высказали.

В связи с дискуссиями вокруг положения дел в капитаниях портов, переданных в состав Морской администрации вопреки действующему КТМ, мы предложили Мининфраструктуры вариант возврата в АМПУ служб капитана порта именно по функционалу обеспечения безопасности мореплавания, прихода, отхода судов, контроля трафика. В английском языке есть более правильное выражение Port navigation control. Именно контроль трафика, паспортных глубин, как мы считаем, должен вернуться в АМПУ.

Что касается непосредственно контейнерного бизнеса, то отрадно видеть в последние годы прирост контейнерных перевозок. Прирост перевалки в портах на уровне 18-19%. Он дает надежду, что в этом году, возможно, наши порты достигнут объема перевалки в 1 млн TEU. Это, можно сказать, наша общая задача с портовыми операторами.

Сегодня налицо острая конкуренция среди действующих контейнерных портовых операторов. Но из государственных активов остались нереализованными контейнерные мощности порта Черноморск. АМПУ вместе с Мининфраструктуры попытается подготовить новый проект государственно-частного партнерства с целью вывести еще одного игрока на рынок контейнерной перевалки. Имеется в виду порт Черноморск.

Что касается развития инфраструктурных проектов в рамках контейнерного бизнеса, то здесь, к сожалению, хвастаться нечем. Реализация ряда крупных проектов «стоит на месте» по разным причинам. Нет успехов со строительством волнолома у Карантинного мола. Сложности возникли со строительством причала у терминала «Бруклин-Киев». Оказалось, например, крайне сложно списать старые доки или убрать их в другое место. Может быть,  новое правительство будет решительней действовать в подобных вопросах.

На уровень президента страны поднимался вопрос отсутствия бесплатного проезда в Одесский порт для автоконтейнеровозов, поскольку их путь лежит через территорию частной компании «Евротерминал». Для решения проблемы была создана рабочая группа совместно с мэрией Одессы. Мы ждем выделения городом земли для строительства дороги. После этого за счет АМПУ ее можно будет построить. Пока же мы обратились к компании «Евротерминал», чтобы был заключен договор сервитута. Чтобы те перевозчики, которые не нуждаются в услугах компании, имели возможность беспрепятственного проезда в порт через территорию компании. Если не договоримся путем переговоров, будем обращаться в суд, чтобы, наконец-то, этот вопрос закрыть.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать