Вверх

Зачем Мариуполю зерновой терминал

Александр Олейник, директор ГП «Мариупольский МТП»
26 декабря 2016

В нашем порту разработаны планы формирования перегрузочного кластера для перевалки агропромышленных грузов. Чтобы объяснить, как мы пришли к этим планам, необходимо несколько слов сказать о той обстановке, в которой оказался Мариупольский порт в последние годы.

Последствия кризиса

Из-за тяжелого политического кризиса, оккупации части Донбасса значительная доля традиционных для порта грузопотоков иссякли. Многие меткомбинаты, заводы, шахты, глиняные карьеры оказались на оккупированных территориях. Если раньше порт перегружал от 15 до 18 млн тонн, то падение грузооборота оказалось более чем двукратным. Грузопереработка ныне составляет 7-7,5 млн тонн. Потерянными оказались потоки угля, а это около 3,5-4 млн тонн ежегодно. Остались на территориях, неподконтрольных Украине, глиняные карьеры.

Кроме того, из-за разрушенной военными действиями железнодорожной инфраструктуры в порт не могут по обычным путям с севера попасть грузы. Приходится возить их в объезд, что удорожает перевозку на $2,5-3 за тонну.

Сегодня основу наших грузопотоков составляет продукция двух металлургических комбинатов, расположенных в Мариуполе. Это комбинат «Азовсталь» и имени Ильича. Есть также небольшие партии глины из карьеров Волновахи, небольшие партии зерна, шрота и масла.

Кстати, помимо внутриукраинских причин на наших грузопотоках сказалось негативное влияние спадов в мировой экономике. Прежде всего, речь идет об обвале цен в 2015 году на рынке металла, когда многие сталеплавильные компании, в том числе и украинские, были вынуждены свернуть производство и сократить экспортную программу. Мариупольские комбинаты, например, были вынуждены полностью отказаться от доставки такого сырья, как железорудный концентрат и уголь, которые шли к нам каботажем из портов Бердянска, Ильичевска, Южного.

В поисках альтернативы

Понятно, что в этих сложных условиях надо было искать альтернативу потерянным грузопотокам. И еще год назад на зерновой конференции в Киеве я анонсировал планы создания в Мариуполе большого зернового терминала. С тех пор разработан проект, сейчас он проходит экспертизу.

Вместе с тем мы свои первоначальные планы расширили, и сегодня уже идет речь о формировании на территории Мариупольского порта перегрузочного кластера для перевалки агропромышленных грузов. Остановлюсь на кратком описании каждого элемента кластера с указанием их технико-экономических показателей.

Первое – конечно, специализированный зерновой погрузочный комплекс мощностью 2 млн тонн в год. Он будет располагаться на площадке в районе причалов № 3 и 4. Общая емкость складов единовременного хранения – 131 тыс. тонн. Для первой очереди терминала будет построено 10 силосов на 57 тыс. тонн. Планируется приобрести судопогрузочную машину производительностью 1 тыс. тонн в час. Когда будет реализовываться вторая очередь проекта, предусмотрено приобретение второй машины с возможностью работы в реверсном режиме.

Также на этом комплексе предусматривается строительство сушилки, мощность которой будет на уровне 3 тыс. тонн в сутки.

Строительство первой очереди зернового комплекса предусмотрено за счет средств госпредприятия «Мариупольский МТП», оно начнется в 2017 году и завершится до конца 2018 года. Подготовительные работы уже идут полным ходом. Через систему Prozorro объявлены торги на покупку комплексно-технологического оборудования, проведены торги на закупку зернопогрузочной машины и так далее.

Ко второму этапу строительства мы хотим привлечь уже инвесторов. А весь проект планируем закончить в 2019 году, суммарная стоимость его реализации около 900 млн гривен по ценам сегодняшнего дня.

Следующий проект – это реконструкция склада генеральных грузов для того, чтобы он мог вести перевалку продуктов переработки масличных культур. Речь идет о накоплении судовых партий, их краткосрочного хранения и дальнейшей отгрузке на транспортные суда. Предусмотрены при этом и системы взвешивания, и проведение анализов в экспресс-лаборатории. Мощность комплекса – 500 тыс. тонн в год.

Объем единовременного хранения будет доведен с 9 тыс. тонн до 30 тыс. тонн. Предполагается полное техническое перевооружение склада. Производительность приемки с автотранспорта и железной дороги – по 200 тонн в час, Производительность отгрузки на водный транспорт – 600 тонн в час. Инвестор – компания «СТТ», с которой Фонд госимущества заключил договор сроком на 15 лет – планирует вложить около 100 млн гривен.

На первом этапе в перевалке по временной технологии еще будут участвовать портальные краны с грейферами, но затем вся погрузка будет осуществляться на суда с помощью зернопогрузочной машины. Все операции полностью механизируют или автоматизируют.

Третий проект кластера – это комплекс по отгрузке растительного масла компании «Евроойл» мощностью 500 тыс. тонн в год. В 2017 году компания планирует закончить строительство данного комплекса на площадке, смежной с территорией порта. Наземная часть комплекса будет состоять из трех емкостей по 5 тыс. тонн, насосов для перекачки масла по трубопроводу производительностью 400 кубов в час, двух стационарных весов, эстакады для выгрузки груза и административно-бытового здания.

Инвестиции компании «Евроойл» составят около 150 млн гривен, а инвестиции Мариупольского порта в морскую часть – порядка 26-28 млн гривен. Порт планирует построить трубопроводы для подачи масла на причалы и так далее.

Должен отметить, что это очень важные примеры государственно-частного партнерства, это первые конкретные инвестиции практически в зоне АТО, которые нам удалось привлечь в столь непростое для страны и города Мариуполя время.

Вот эти три проекта, которые мы планируем реализовать с привлечением инвесторов, и составят общий перегрузочный кластер агропромышленных грузов в Мариуполе.

Преимущества проекта

Логистика агропромышленных грузов в нашем порту будет иметь ряд серьезных преимуществ. Каждый объект кластера будет иметь свои независимые автоподъездные пути и устройства для выгрузки. Учитывая нынешнюю незагруженность станции Мариуполь-порт, а ее суточная пропускная способность – 780 вагонов, рациональное расположение элементов кластера позволит работающим с ним грузовладельцам застраховать себя от простоев и обеспечить максимальную оборачиваемость вагонов-зерновозов, цистерн. При нынешнем дефиците подвижного состава этот фактор имеет очень большое значение.

В структурно-правовом отношении предусмотрено, что все комплексы в кластере будут иметь договорные отношения с одной стивидорной компанией в лице ГП «Мариупольский МТП», которая обеспечит прозрачное тарифообразование и качественную перегрузочную работу в своей зоне ответственности.

Реализация этих проектов в целом позволит нам компенсировать часть потерянных грузопотоков новыми грузами, в том числе с высокой добавленной стоимостью.

Публикация подготовлена на основе доклада сделанного на конференции «Зерновые терминалы: новые проекты, оборудование и технологии» (организатор - журнал "Порты Украины").

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции сайта
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать