Вверх
Днепровские шлюзы

Днепровские шлюзы

Управляющая компания — Государственное предприятие водных путей (ГПВП) «Укрводшлях» (входит в сферу управления Министерства инфраструктуры)

И.о. начальника ГПВП «Укрводшлях» — Шершнев Дмитрий Александрович

Тел.: (044) 337-45-13

E-mail: office@ukrvodshliah.org.ua

Веб-сайт:ukrvodshliah.org.ua

На Днепровском каскаде действуют шесть судоходных шлюзов: Киевский, Каневский, Кременчугский, Днепродзержинский, ЗРГС и Каховский.

Киевский судоходный шлюз — приплотинный, однокамерный, предназначен для пропуска судов. Шлюз расположен на 869 речном километре в пойме реки Днепр, у ее правого берега, с выдвижением судоходной камеры в верхний бьеф. Шлюз не предназначен для пропуска паводка. Длина судоходной камеры — 150 м, ширина — 18 м. Гарантированная глубина прохода через шлюз — 3,65 м. Проектное количество шлюзований за сутки — 36. Шлюз входит в состав Киевского узла гидросооружений. На нижней голове шлюза расположен транспортный мостовой переход.

Каневский судоходный шлюз был введен в эксплуатацию в июле 1972 года. Расположен на 727 речном километре. Длина судоходной камеры — 150 м, ширина — 18 м. Верхняя голова шлюза обеспечена аварийными плоскими подъемно-опускными воротами и рабочими подъемно-опускными воротами. На нижней голове установлены рабочие двустворчатые ворота, ремонтные ворота и затворы. Все технологическое оборудование рабочих ворот и затворов шлюза приводится в действие гидравлическими приводами с объемным регулированием.

Кременчугский судоходный шлюз — приплотинный, однониточный, однокамерный. Расположен на 555 речном километре. Был сдан в постоянную эксплуатацию в мае 1964 года. Длина судоходной камеры — 260 м, ширина — 18 м. На КСШ базируется водолазный бот «Малахит», который проводит водолазные обследования гидротехнических сооружений, принадлежащих ГПВП «Укрводшлях», и кран грузоподъемностью 40 тонн, который используется при ремонтных работах на подчиненных «Укрводшляху» шлюзах.

Днепродзержинский судоходный шлюз принят в эксплуатацию в апреле 1963 года. Расположен на 433 речном километре. Гидросооружение удерживает напор воды 12,6 м Днепродзержинского водохранилища. Днепродзержинский однокамерный шлюз служит для преодоления судами сосредоточенного перепада уровней воды в створе плотины Днепродзержинской ГЭС. В напорный фронт входят стены камеры шлюза, верхняя голова и левый устой нижней головы. Камера шлюза выдвинута в сторону верхнего бьефа. Особенностью компоновки является отсутствие земляной вставки между шлюзом и зданием ГЭС. Длина шлюзовой камеры — 270 м, ширина — 18 м.

Запорожский район гидросооружений (ЗРГС) предназначен для преодоления судами перепада уровней воды в створе плотины ДнепроГЭС. В состав ЗРГС входят Днепровский трехкамерный и Запорожский однокамерный судоходные шлюзы. Днепровский трехкамерный судоходный шлюз строился параллельно с ДнепроГЭС, введен в постоянную эксплуатацию в 1934 году. В 1993 году из-за значительного износа шлюз выведен из эксплуатации для коренной реконструкции. Запорожский однокамерный судоходный шлюз введен в эксплуатацию в 1980 году и обеспечивает имеющийся судопропуск в полном объеме. Расположен на 302 речном километре. Длина судоходной камеры — 283 м, ширина — 18 м. Минимальная глубина на пороге при минимальном навигационном уровне — 6,9 м. Проектное количество шлюзований за сутки — 36.

Каховский однокамерный однониточный судоходный шлюз служит для преодоления судами сосредоточенного перепада уровней в створе плотины Каховской ГЭС. Судоходные сооружения расположены в левобережной пойме реки Днепр на 91 речном километре. Шлюз состоит из верхней и нижней голов и камеры шлюза. Длина судоходной камеры — 260 м, ширина — 18 м. Проектное количество шлюзований за сутки — 32. Напор на сооружении составляет 16 м. Верхняя голова шлюза оснащена плоскими рабочими и аварийно-ремонтными воротами, нижняя – двустворчатыми рабочими и ремонтными воротами.

Сроки сезона навигации на днепровских шлюзах зависят от ледовой ситуации на реке. Дата открытия и закрытия устанавливается по каждому шлюзу отдельно. Навигация на Днепре в 2017 году осуществлялась с конца марта по декабрь.

Производственные показатели

Количество прошедших шлюзование на реке Днепр судов за период навигации 2017 года увеличилось по сравнению с показателем навигации 2016 года на 13% — до 13 408.

Количество прошлюзованных судов, осуществляющих заграничное плавание, выросло на 20% — до 1287, судов в каботажном плавании — на 12%, до 12 121. Количество прошлюзованных грузовых судов увеличилось на 9% — до 6037, пассажирских — на 32%, до 933, яхт — на 3%, до 1294. Кроме того, шлюзование прошли 4657 буксиров и 487 судов технологического флота.

Недавние события

В межнавигационный период 2009-2010 годов был выполнен капитальный ремонт по замене аварийно-рабочих подъемно-опускных ворот верхней головы Днепродзержинского судоходного шлюза. Рабочая документация на изготовление и замену ворот была разработана СПКТБ «Запорожгидросталь». Капитальный ремонт и замена ворот выполнялась силами подрядной организации ЗАО «Спецгидроэнергомонтаж» (г. Запорожье).

В ноябре 2017 года Каневский судоходный шлюз закрыт на межнавигационный ремонт для проведения уникальных работ по замене рабочих подъемно-опускных ворот шлюза. Завершить работы планируется до мая 2018 года. Новые ворота изготовлены специализированным заводом «Укргидромех» (Новая Каховка), а демонтажно-монтажные работы выполняет специализированная подрядная организация «Киевгидромонтаж».