Вверх
Мариупольский морской порт

Мариупольский морской порт

Порт Мариуполь находится в северо-западной части Таганрогского залива Азовского моря, в 14 милях от входа в залив. Навигация в порту длится круглый год. Порт оснащен ледоколом и ледокольными буксирами, что делает его работу независимой от зимних погодных условий.

Через порт осуществляются перевозки по морю угля, металла, продукции машиностроения, руды, зерна из Донецкой, Луганской, Харьковской и соседних областей Украины. Это самый большой и самый развитый порт Азовского моря, который называют «морскими воротами Донбасса». Мариупольский порт связан со 152 портами всех континентов.

Территория порта составляет 74,4 га. Акватория Мариупольского порта включает внутренний и внешний рейды. Границы внутреннего рейда: с севера — Восточный пирс, с востока — Северный, Южный и Восточный молы, с юга — Западный мол, с запада — от Западного мола по береговой линии на северо-восток к Восточного пирса. Внутренний рейд состоит из аванпорта, Угольной, Западной, Хлебной гавани.

Мариупольский порт принимает суда длиной до 250 м и осадкой не более 8 м. Средние глубины на подходе к порту составляют 8,6 м.

Адрес: г. Мариуполь, пр. Адмирала Лунина, 3, Донецкая область, 87510, Украина

Координаты порта: 47°03 N, 37°30 E

Веб-сайт: uspa.gov.ua/mpw

Начальник администрации порта — Барский Игорь Николаевич

тел.: (0629) 40-82-34 (приемная); e-mail: chief@mpw.uspa.gov.ua

Капитан порта — Поюровский Сергей Юрьевич

тел.: (0629) 40-08-45 (приёмная); e-mail: harbmast@mpw.uspa.gov.ua

Инфраструктура порта

Количество грузовых причалов — 18, длина грузового причального фронта — 3,657 километра, глубины у стенки причалов — 8-9,75 м. Площадь крытых складов — 14,1 тыс. кв. м, площадь открытых складских площадок — 263,7 тыс. кв. м.

Мощности порта позволяют перерабатывать свыше 17 млн тонн грузов в год. Порт обеспечивает переработку навалочных, насыпных, генеральных, тяжеловесных, негабаритных, наливных грузов, контейнеров, других грузов. Тяжеловесные, негабаритные грузы перегружаются с помощью двух плавкранов грузоподъемностью 100 тонн и 150 тонн и трех плавкранов грузоподъемностью 16 тонн каждый.

Порт имеет специальный полигон для приема судов-лихтеровозов, что позволяет производить их погрузку-выгрузку на закрытой акватории порта. Порт переваливает мазут по варианту «борт-борт», обеспечивая экологическую безопасность этих работ. Выгрузка и погрузка рефрижераторных грузов, опасных грузов соответствующих классов, удобрений насыпью производится по прямому варианту.

Расположенный на причале №14 (длина — 263 м, глубина у стенки — 9,25 м) специализированный углепогрузочный комплекс позволяет перерабатывать до 5 млн тонн угля в год. Он оборудован вагоноопрокидывателями, конвейерными линиями, выгрузочными и погрузочными машинами, размораживателями вагонов.

Расположенный на причале № 17 (длина — 200 м, глубина у стенки — 9,75 м) контейнерный терминал площадью 34 тыс. кв. м обеспечивает скоростную обработку контейнеровозов и доставку 20- и 40-футовых контейнеров по варианту «от двери до двери». Пропускная способность терминала — до 50 тыс. TEU в год.

В порту имеется автобаза, позволяющая осуществлять дальние и зарубежные перевозки.

Есть установка для глубокой очистки судовых нефтесодержащих вод, позволяющая ежесуточно обрабатывать до 300 м3 воды с обеспечением заданной степени очистки.

Показатели грузооборота

Мариупольский морпорт в 2017 году сократил грузооборот по сравнению с 2016 годом на 14,3% — до 6,514 млн тонн (в т.ч. экспортных грузов — 5,463 млн тонн, импортных — 936,6 тыс. тонн, в каботаже — 115,2 тыс. тонн). Удельный вес порта в грузообороте морпортов Украины составил 4,9% против 5,7% в 2016 году.

По номенклатуре грузов в 2017 году преобладали товарно-штучные — 4,503 млн тонн (в т.ч. черные металлы — 4,493 млн тонн). Перевалка сыпучих грузов составила 1,938 млн тонн (в т.ч. угля — 842,3 тыс. тонн, зерна — 498,8 тыс. тонн, строительных материалов — 205,4 тыс. тонн), наливных — 73,6 тыс. тонн (весь объем составило растительное масло).

Показатели грузооборота порта Мариуполь за предыдущие годы: 2016 — 7,604 млн тонн, 2015 — 8,984 млн тонн, 2014 — 13,003 млн тонн, 2013 — 15,499 млн тонн, 2012 — 14,909 млн тонн.

Портовые операторы

Согласно реестру АМПУ, в настоящее время единственным оператором порта является ГП «Мариупольский морской торговый порт».

Стратегические планы и перспективы

Кабинет министров на заседании 11 января 2018 года утвердил скорректированный проект строительства специализированного перевалочного комплекса зерновых грузов в тылу причалов №№3, 4 Мариупольского морского порта. Согласно распоряжению правительства, строительство внесено в план развития порта до 2020 года и в инвестиционный план на 2018 год. Проект предусматривает строительство 10 силосов для хранения зерна емкостью по 5,7 тыс. тонн, двух оперативных силосов по 500 тонн, пограничной галереи, сырьевой лаборатории, станции разгрузки автомобильного и железнодорожного транспорта. Благодаря терминалу, объем перевалки зерновых в порту должен вырасти на 1 млн тонн в год и одновременно сможет храниться 57 тыс. тонн груза. Общая сметная стоимость по проекту в ценах на октябрь 2017 года составляет 467,385 млн гривен, в том числе строительных работ — 168,728 млн гривен, оборудование — 211 млн гривен, другие расходы — 87,5 млн гривен. Построить зерновой спецкомплекс планируется за 15,5 месяцев.

С 14 мая 2018 года Мариупольский морской порт увеличил проходную осадку судов с 7,5 м до 7,7 м. Сделать это позволила результативная работа самоотвозного землесоса «Меотида», который прибыл в порт 29 декабря 2017 года. Землесос «Меотида» выполнил дноуглубительные работы в объеме более 100 тыс. кубометров, что позволило углубить заиленные участки на подходном канале к Мариупольскому морскому порту и тем самым фактически дало возможность увеличить проходную осадку на подходах к порту. Земснаряд продолжает работу для полного восстановления рабочих глубин и обеспечения стабильной работы Мариупольского порта. В соответствии с паспортом, проектная глубина на акватории морского порта Мариуполь и на подходном канале Угольной гавани составляет 9,75 метра и 9,15 метра соответственно. Промерные работы, проведенные в сентябре-октябре прошлого года, показали, что подходной канал Угольной гавани порта Мариуполь и подходной канал цеха морских перевозок ПАО «Азовсталь» подверглись значительному обмелению. Среднее ежегодное заиливание (согласно паспорту) на подходном канале Угольной гавани Мариупольского порта составляет 820,730 тыс. кубометров и на акватории — 85 тыс. кубометров.

Публикации по теме

12 ноября

Землесос «Меотида» выполнил плановое дноуглубление в Мариупольском порту


09 ноября

В Мариупольском порту завершен очередной этап реконструкции причала №4


06 ноября

В октябре госстивидор ММТП увеличил грузооборот на 9,9%


02 ноября

В Мариупольском порту арестована партия продукции Алчевского меткомбината

44
31 октября

Посол США обсудила диверсификацию грузов в порту Мариуполя


30 октября

Посол США осмотрела корабли украинских ВМС в Мариупольском порту

26
26 октября

Убыток портов из-за действий РФ на Азове превысил 1 млрд грн

45
25 октября

В январе-сентябре Мариупольский порт сократил грузооборот на 3,1%


23 октября

АМПУ выявила загрязнение акваторий Мариупольского и Херсонского портов


11 октября

АМПУ провела четыре безрезультатных тендера на дноуглубление Мариупольского и Бердянского портов